В Курском областном музее археологии представлен крест-энколпион XI–XIV веков. Этот целый медный энколпион с петлей был обнаружен в ходе раскопок Ратского городища (Курский район Курской области) археологом Ольгой Николаевной Енуковой в 1990 году.
Энколпион (от греческого «наперсник») — это небольшой ковчежец с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освященной просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.
Шарнир в нижней части изделия был утрачен. На лицевой стороне креста — рельефное изображение распятия. На оборотной — едва заметное рельефное изображение креста. С внутренней стороны створок имеется углубление. Поверхность креста шероховатая, однако наружный рельеф изображения не проступает.
Кресты-реликварии (энколпионы) — это важный и яркий пласт древностей, отражающих начальный этап художественной и духовной жизни общества в период становления христианства на территории Древней Руси. Широкое распространение кресты получили на рубеже X и XI веков. Их владельцы прежде всего демонстрировали свою принадлежность к христианской церкви, а сами энколпионы выполняли функцию оберега. Кроме того, кресты-энколпионы, благодаря хранимым в них святыням, наделялись для верующего особой благодатью. Представление об их чудотворной силе связано с культом святых мощей, который был развит в христианской церкви. Его корни глубоко уходят в период раннего христианства — начиная с середины II века. Надписи о вложенных реликвариях на серийных меднолитых энколпионах обычно отсутствуют. Заменой им служили изображения на наружной стороне створок, как правило подписанные. На кресте из Курского музея надписей нет.
На подавляющем большинстве крестов с лицевой стороны присутствует сюжет с распятием Иисуса Христа, на оборотной — Богоматерь с евангелистами или святыми воинами и апостолами. Искусствовед Гали Фёдоровна Корзухина, проанализировав летописные источники, в которых предположительно упоминаются нагрудные кресты-энколпионы и артефакты, пришла к выводу о том, что такие предметы личного благочестия могли принадлежать князьям, дружинникам, ремесленникам и состоятельным людям.
Энколпион (от греческого «наперсник») — это небольшой ковчежец с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освященной просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.
Шарнир в нижней части изделия был утрачен. На лицевой стороне креста — рельефное изображение распятия. На оборотной — едва заметное рельефное изображение креста. С внутренней стороны створок имеется углубление. Поверхность креста шероховатая, однако наружный рельеф изображения не проступает.
Кресты-реликварии (энколпионы) — это важный и яркий пласт древностей, отражающих начальный этап художественной и духовной жизни общества в период становления христианства на территории Древней Руси. Широкое распространение кресты получили на рубеже X и XI веков. Их владельцы прежде всего демонстрировали свою принадлежность к христианской церкви, а сами энколпионы выполняли функцию оберега. Кроме того, кресты-энколпионы, благодаря хранимым в них святыням, наделялись для верующего особой благодатью. Представление об их чудотворной силе связано с культом святых мощей, который был развит в христианской церкви. Его корни глубоко уходят в период раннего христианства — начиная с середины II века. Надписи о вложенных реликвариях на серийных меднолитых энколпионах обычно отсутствуют. Заменой им служили изображения на наружной стороне створок, как правило подписанные. На кресте из Курского музея надписей нет.
На подавляющем большинстве крестов с лицевой стороны присутствует сюжет с распятием Иисуса Христа, на оборотной — Богоматерь с евангелистами или святыми воинами и апостолами. Искусствовед Гали Фёдоровна Корзухина, проанализировав летописные источники, в которых предположительно упоминаются нагрудные кресты-энколпионы и артефакты, пришла к выводу о том, что такие предметы личного благочестия могли принадлежать князьям, дружинникам, ремесленникам и состоятельным людям.