Крест благословенный хранится на престоле в алтаре храма. Обычно к нему прикреплена отдельная рукоятка. Ритуальный предмет используется, когда священнослужитель произносит отпуст — заключительное благословение прихожан на выход из храма. Затем верующие, прежде чем покинуть здание, по традиции должны поцеловать крест. Напрестольный крест, напрестольное Евангелие и антиминс — платок, в который вшита частичка мощей какого-либо православного мученика, — это обязательные принадлежности алтаря, главной части храма.
Этот благословенный крест создан в 1703 году. Он состоит из двух частей. Верхняя представляет собой тонкий четырехконечный крест с перекладинами на каждом конце. Его лицевая сторона украшена самоцветами и стеклами, а также покрыта сканью — витым орнаментом из жгутов, изогнутых в форме восьмерок. Обратная сторона окружена рамкой и покрыта надписями на греческом языке. Нижняя часть благословенного креста — это ручка с двумя свитками.
Этот благословенный крест создан в 1703 году. Он состоит из двух частей. Верхняя представляет собой тонкий четырехконечный крест с перекладинами на каждом конце. Его лицевая сторона украшена самоцветами и стеклами, а также покрыта сканью — витым орнаментом из жгутов, изогнутых в форме восьмерок. Обратная сторона окружена рамкой и покрыта надписями на греческом языке. Нижняя часть благословенного креста — это ручка с двумя свитками.
Крест подарил Ильинской церкви угличский купец Федор Гнездиков. Жители города и окрестностей очень почитали этот крест. По рассказам, к нему приходили молиться за 20-30 верст (примерно 20-30 километров), а некоторые верующие утверждали, что их скорби облегчались после принятия воды, освященной крестом.
По угличскому преданию, этот крест был «принесен из Греции во время войны с Турцией» — однако неясно, о какой именно войне идет речь. Греческое происхождение креста подтверждают надписи, сделанные на обороте. Очевидно, уже в России к ним добавились надписи на русском языке. На одной из них начертано имя дарителя.
Христиане почти не использовали изображение креста до распространения монограммы римского императора Константина в IV веке. По легенде, правителю явился Христос и повелел использовать для защиты от врагов знамя, на котором следовало изобразить крест. Потом этот знак стали выковывать на монетах эпохи Константина. Позже, когда крест стал одним из символом христианства, его стали богато украшать. Христиане почти не использовали изображение креста до распространения монограммы римского императора Константина в IV веке. По легенде, правителю явился Христос и повелел использовать для защиты от врагов знамя, на котором следовало изобразить крест. Потом этот знак стали выковывать на монетах эпохи Константина. Позже, когда крест стал одним из символом христианства, его стали богато украшать.