Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Откуда есть пошла Земля Голышмановская»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сибирский ковёр

Время создания
1970-е годы
Место создания
село Ламенка Тюменской области
Размер
60x120x1,5 см
Техника
шерсть, ковроткачество
0
Открыть в приложении
#4

Ковёр — изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шёлковой пряжи, часто с ворсом, употребляемое для покрытия пола, украшения стен.

Данный традиционный тканый махровый ковер еще называют «сибирским» или «тюменским». Жители Тюменской области не могут выяснить, когда и при каких обстоятельствах у них возникло производство ковров, но предполагают, что русские поселенцы переняли у восточных народов (бухарских выходцев) тканье ковров с ворсом «морховых».

#5

Орнаментальный строй тюменских махровых ковров, их цветовая гамма и композиционные схемы основываются на многовековых традициях. Из поколения в поколение переходили снятые мастерицами нам канву узоры, без которых теперь невозможно представить себе этот промысел. Получив узор по наследству, каждая из ковровщиц так или иначе изменяла его, исходя из собственной творческой индивидуальности. Сибирские мастерицы использовали глубоко насыщенные, «говорящие» краски, которые наложили отпечаток национального своеобразия.

#6

На протяжении многих веков ковёр был не только символом достатка, но и предметом искусства, поскольку для его выделки требовался длительный кропотливый ручной труд. Считалось, чем красивее и дороже был ковер, тем зажиточнее была семья.

Большое место в интерьере сибирской крестьянской избы занимали ковровые изделия безворсовой и махровой техники. По будням пол просторной предназначенной для приема гостей горницы сплошь устилался хлопчатобумажными или шерстяными половиками.

Махровым пушистым ковром — дорогой и нарядной вещью — чаще всего покрывали сундук, стол, лавку, что во многом определяло его размеры и художественное оформление. Все эти изделия были прекрасно подобраны по колориту и составляли единый цельный декоративный комплекс.

#7

Сейчас этот ковер (как и многие другие) принадлежит Безрученко Елене Викторовне. Она непосредственно принимала участие в его создании. Вместе с мамой и бабушкой в селе Ламенка ткали ковры в дом, для своего быта. Именно бабушка — Кутырева Зоя Константиновна, которая родом из деревни Черемшанка, научила её ковроткачеству.

Безрученко Е.В. так вспоминает о своей бабушке: 

#8

С раннего утра бабушка была при деле. Она умела шить, вязать, вышивать, ткать. Ткала и половики, и льняное полотно, и махровые ковры, которыми был украшен весь дом. Если ковер был большой, все женщины семьи разом принимали участие в его создании.

Сначала, когда я была маленькой, мне доверяли только настригать шерстяную нитку нужной длины и делить на цветовую гамму для ворса (бабушка называла её «жичка»), а чуть позднее я уже ткала и сам ковер. В комнату заносили «кросна», делили ряды между женщинами, и приступали к работе.

Бабушка сама стригла овец, перебирала, чесала и пряла шерсть, ткала на веретене нитки, стирала их и красила. И только потом, мы начинали ткать.

#1

Чаще всего в тюменских коврах преобладают растительные мотивы. Как правило, на черном поле ковра в различной комбинации размещались ярко-красные, бордово-малиновые розы или маки с зелеными листьями и бутонами. Но, также встречаются и геометрические орнаменты.

На данном ковре изображены две большие красные розы. Наряду с традиционным цветочным узором еще есть и линейно-геометрический орнамент, состоящий из треугольников по кромке.

Пристрастие мастериц к цветочным мотивам отнюдь не случайно. В народном представлении изображение бутона, пышной розы или мака выражало радость жизни, стремление к земному благополучию, счастью, процветанию. Черный фон ковра символизировал землю, земную твердь. Такое контрастное сочетание составляет главную отличительную особенность сибирского ковра.

Еще в начале XX века ковровые изделия деревенских мастериц из Голышмановской волости Ишимского уезда получали высокие награды на престижных сибирских и всероссийских выставках «за высокое качество и особое декоративное оформление».

В 1960-е годы в селе Ражево, расположенном в 25 км от районного центра, было организовано предприятие под названием «Руно», которое в течение нескольких десятилетий занималось заготовкой шерсти. Это способствовало широкому развитию ковроткачества во многих деревнях и селах района.

#2
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Сибирский ковёр

Время создания
1970-е годы
Место создания
село Ламенка Тюменской области
Размер
60x120x1,5 см
Техника
шерсть, ковроткачество
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%