Угловую парадную гостиную на половине императрицы Александры Фёдоровны украшает роскошный шерстяной ковер площадью почти 100 м² с центральным радиальным рисунком (грифоны, дельфины, маски, картуши) в палевых, зеленоватых и темно-терракотовых тонах и с бордюром по краям.
Ковер был изготовлен на французской фабрике Савоннери (Savonneri) в начале XIX века и приобретен специально для Биллиардной комнаты (впоследствии — Угловая гостиная) в восточном крыле Александровского дворца. В тот период ковер расстилали только во время Высочайших присутствий (весна-осень). Чтобы уберечь его от порчи во время завтраков и обедов, его застилали непромокаемой парусиной.
Мануфактура Савоннери была основана во Франции в XVII веке на месте бывшей мыловаренной фабрики и получила соответственное название (фр. Savonnerie — мыловарня, от savon — мыло). Располагалась она на правом берегу Сены, на холме Шайо (сейчас район Трокадеро). Решающую роль в создании мануфактуры сыграл король Франции Генрих IV: он повелел открыть собственное производство ковровых изделий, поскольку закупка ковров с Востока была непомерно обременительна для французской казны. Ковры Савоннери украшали Лувр и Версаль, а также служили дипломатическими подарками и дорогими статусными дарами короля его приближенным.
На формирование индивидуального стиля мануфактуры оказали влияние классические восточные узоры и орнаменты, к которым со временем добавились элементы европейского искусства разных эпох: роскошного барокко, изысканного рококо, утонченного классицизма. Рисунки ковровых изделий фирмы полны разнообразных цветочных орнаментов, композиций из виньеток, букетов и венков, украшены изображениями геральдических медальонов, зооморфных мотивов. Ковры изготавливались преимущественно из шерсти с добавлением натурального шелка, который подчеркивал красоту сложного детализированного рисунка. На создание эскиза уходило несколько месяцев, в производстве использовалось от 200 до 400 цветов и оттенков.
К концу XVIII века мануфактура Савоннери производила не только ковры, но также панели для экранов и гобелены. Закат мануфактуры начался в годы Великой французской революции. В 1825 году предприятие, испытывавшее финансовые трудности, вошло в состав Мануфактуры гобеленов (позднее — Мануфактура национальной меблировки), утратив самостоятельность своей марки. Сохранившиеся в музейных и частных собраниях изделия фабрики Савоннери — это, бесспорно, уникальные произведения прикладного искусства.
Ковер был изготовлен на французской фабрике Савоннери (Savonneri) в начале XIX века и приобретен специально для Биллиардной комнаты (впоследствии — Угловая гостиная) в восточном крыле Александровского дворца. В тот период ковер расстилали только во время Высочайших присутствий (весна-осень). Чтобы уберечь его от порчи во время завтраков и обедов, его застилали непромокаемой парусиной.
Мануфактура Савоннери была основана во Франции в XVII веке на месте бывшей мыловаренной фабрики и получила соответственное название (фр. Savonnerie — мыловарня, от savon — мыло). Располагалась она на правом берегу Сены, на холме Шайо (сейчас район Трокадеро). Решающую роль в создании мануфактуры сыграл король Франции Генрих IV: он повелел открыть собственное производство ковровых изделий, поскольку закупка ковров с Востока была непомерно обременительна для французской казны. Ковры Савоннери украшали Лувр и Версаль, а также служили дипломатическими подарками и дорогими статусными дарами короля его приближенным.
На формирование индивидуального стиля мануфактуры оказали влияние классические восточные узоры и орнаменты, к которым со временем добавились элементы европейского искусства разных эпох: роскошного барокко, изысканного рококо, утонченного классицизма. Рисунки ковровых изделий фирмы полны разнообразных цветочных орнаментов, композиций из виньеток, букетов и венков, украшены изображениями геральдических медальонов, зооморфных мотивов. Ковры изготавливались преимущественно из шерсти с добавлением натурального шелка, который подчеркивал красоту сложного детализированного рисунка. На создание эскиза уходило несколько месяцев, в производстве использовалось от 200 до 400 цветов и оттенков.
К концу XVIII века мануфактура Савоннери производила не только ковры, но также панели для экранов и гобелены. Закат мануфактуры начался в годы Великой французской революции. В 1825 году предприятие, испытывавшее финансовые трудности, вошло в состав Мануфактуры гобеленов (позднее — Мануфактура национальной меблировки), утратив самостоятельность своей марки. Сохранившиеся в музейных и частных собраниях изделия фабрики Савоннери — это, бесспорно, уникальные произведения прикладного искусства.