Ковер изготовлен в 1972 году Зоей Алексеевной Мазитовой. Она родилась в 1920 году в деревне Карамас-Пельга, в настоящее время это Киясовский район Удмуртской Республики.
Ковер сшит из 4-х полотнищ, он изготовлен из льняных и шерстяных нитей. Ковры украшали дома удмуртов, их вешали на стены в избе. Ковры, как и ткани, ткали на ручном горизонтальном ткацком станке. Их обычно сшивали из двух полотнищ, ширина домотканины варьировалась от 31 до 45 см. Счет нитей велся очень просто: в одном сантиметре материи примерно 10 нитей, для ширины 31 см нужно заложить в основу 310 нитей. При сновании — подготовки нитей для навивки на ткацкий стан — женщины уже знали, сколько рубах или других изделий можно будет изготовить из сотканной домотканины. Малограмотные ткачихи, работавшие на ткацком станке, могли выполнять сложные расчеты нитей и сплетений практически во всех техниках ткачества.
Ткачество на территории Камско-Вятского региона появилось в эпоху неолита, около V–III тысячелетия до нашей эры. Об этом свидетельствуют находки глиняных и каменных пряслиц на памятниках того времени. Искусству ткачества, предположительно, предшествовал длительный период несложного ручного плетения полотен.
Первые ткани, вероятно, изготавливали из грубых волокон, которые получали из крапивы или конопли. В последующие исторические эпохи мастера совершенствовали технологии, усложняли фактуры и цветовые решения.
О широком применении ткачества в быту удмуртов говорят свидетельства этнографов-путешественников XVIII века. В XIX веке в Удмуртии изготавливали разнообразный ассортимент холстов: отборные, рубашечные, подкладочные и другие виды. Значительная масса произведённого холста шла на домашнее потребление, однако, ткачихи выносили холсты и на рынок для продажи. Нередко, изделия мастериц демонстрировали и на проводившихся в то время выставках. Так, на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года под рубрикой «образцы вотских тканей» экспонировались вещи ткачих Глазовского уезда.
Этнограф Г.Д. Фёдоров посетил удмуртский край в 1915 году. Он писал, что обработка льна и конопли и выработка из них тканей представляет один из самых распространённых промыслов среди удмуртов Вятской губернии. Он отмечал, что каждая женщина «прядёт, ткёт, выбирает ковры и полотенца, или плетёт различные пояса».
Изделия мастериц были неповторимы по технике изготовления, колориту и узорам. К процессу ткачества относились серьезно. Выбирали «подходящие» дни календаря, определенные недели и время суток. Считалось, что в пятницу новое дело не начинают. Ткачихе нельзя было отвлекаться от мотания основы, чтобы, по поверьям, не запутать нити судьбы. Перед началом работы нельзя разговаривать, чтобы мысли не путались. Ткачиха должна быть полностью сосредоточена на работе.
Сырьем для узорного ткачества служили лён, конопля и шерсть домашних овец. В конце ХIХ века начали использовать покупную хлопчатобумажную пряжу и тонкую шерсть под названием гарус фабричного прядения уже в окрашенном виде.
Ковер сшит из 4-х полотнищ, он изготовлен из льняных и шерстяных нитей. Ковры украшали дома удмуртов, их вешали на стены в избе. Ковры, как и ткани, ткали на ручном горизонтальном ткацком станке. Их обычно сшивали из двух полотнищ, ширина домотканины варьировалась от 31 до 45 см. Счет нитей велся очень просто: в одном сантиметре материи примерно 10 нитей, для ширины 31 см нужно заложить в основу 310 нитей. При сновании — подготовки нитей для навивки на ткацкий стан — женщины уже знали, сколько рубах или других изделий можно будет изготовить из сотканной домотканины. Малограмотные ткачихи, работавшие на ткацком станке, могли выполнять сложные расчеты нитей и сплетений практически во всех техниках ткачества.
Ткачество на территории Камско-Вятского региона появилось в эпоху неолита, около V–III тысячелетия до нашей эры. Об этом свидетельствуют находки глиняных и каменных пряслиц на памятниках того времени. Искусству ткачества, предположительно, предшествовал длительный период несложного ручного плетения полотен.
Первые ткани, вероятно, изготавливали из грубых волокон, которые получали из крапивы или конопли. В последующие исторические эпохи мастера совершенствовали технологии, усложняли фактуры и цветовые решения.
О широком применении ткачества в быту удмуртов говорят свидетельства этнографов-путешественников XVIII века. В XIX веке в Удмуртии изготавливали разнообразный ассортимент холстов: отборные, рубашечные, подкладочные и другие виды. Значительная масса произведённого холста шла на домашнее потребление, однако, ткачихи выносили холсты и на рынок для продажи. Нередко, изделия мастериц демонстрировали и на проводившихся в то время выставках. Так, на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года под рубрикой «образцы вотских тканей» экспонировались вещи ткачих Глазовского уезда.
Этнограф Г.Д. Фёдоров посетил удмуртский край в 1915 году. Он писал, что обработка льна и конопли и выработка из них тканей представляет один из самых распространённых промыслов среди удмуртов Вятской губернии. Он отмечал, что каждая женщина «прядёт, ткёт, выбирает ковры и полотенца, или плетёт различные пояса».
Изделия мастериц были неповторимы по технике изготовления, колориту и узорам. К процессу ткачества относились серьезно. Выбирали «подходящие» дни календаря, определенные недели и время суток. Считалось, что в пятницу новое дело не начинают. Ткачихе нельзя было отвлекаться от мотания основы, чтобы, по поверьям, не запутать нити судьбы. Перед началом работы нельзя разговаривать, чтобы мысли не путались. Ткачиха должна быть полностью сосредоточена на работе.
Сырьем для узорного ткачества служили лён, конопля и шерсть домашних овец. В конце ХIХ века начали использовать покупную хлопчатобумажную пряжу и тонкую шерсть под названием гарус фабричного прядения уже в окрашенном виде.