Котловидная пронизка — вид женского украшения. Найдена в г. Новокузнецке на кромке правой береговой террасы р. Томи высотой 54 м. от уреза воды, напротив устья р. Абы (район Верхней Островской) в составе Усть-Абинского могильника. Археологами была исследована площадь около 600 кв. м, на которой открыто 14 могил фоминской культуры, а также свидетельства проводимых поминальных обрядов. Ряд могил был утрачен в результате предыдущей хозяйственной деятельности. Площадь памятника была перекрыта отвалом из расположенного рядом глиняного карьера мощностью от 0,5 до 1,5 м. Уцелевшая часть могильника выявлена и раскопана полностью.
Усть-Абинский могильник является жемчужиной археологического наследия Кузнецкой земли. Инвентарь могильника представлен высокохудожественными изделиями из белой бронзы, которые отражают религиозные представления людей той эпохи, а именно — культ медведя и культ Митры (изображения всадников и водоплавающих птиц). Также в могильнике были найдены предметы из золота — золотая фольга, нашивки и серьги. Стоить отметить, что все вышеуказанные предметы, вероятнее всего, попали на территорию Кузнецкой земли с Предуралья в процессе меновой торговли.
Из парных композиций, встреченных в фоминских погребениях, следует отметить спаренные котловидные пронизки. Они всегда входят в богатый набор бронзовых украшений, который предположительно можно связать с женскими захоронениями.
Время появления памятника — вторая четверть I тысячелетия нашей эры, являющаяся финалом гунно-сарматской эпохи. Для многих степных и лесостепных регионов Евразии — весьма смутное время. Крах древних культур, запустение земель, резкая смена культурных традиций — все это заключено в емком термине «эпоха великого переселения народов». И хотя данный термин был введен для обозначения особого периода в истории Европы, он как нельзя более точно соответствует и характеристике этнокультурных катаклизмов первой половины I тысячелетия на самых отдаленных восточных окраинах евразийского степного пространства.
Усть-Абинский могильник является жемчужиной археологического наследия Кузнецкой земли. Инвентарь могильника представлен высокохудожественными изделиями из белой бронзы, которые отражают религиозные представления людей той эпохи, а именно — культ медведя и культ Митры (изображения всадников и водоплавающих птиц). Также в могильнике были найдены предметы из золота — золотая фольга, нашивки и серьги. Стоить отметить, что все вышеуказанные предметы, вероятнее всего, попали на территорию Кузнецкой земли с Предуралья в процессе меновой торговли.
Из парных композиций, встреченных в фоминских погребениях, следует отметить спаренные котловидные пронизки. Они всегда входят в богатый набор бронзовых украшений, который предположительно можно связать с женскими захоронениями.
Время появления памятника — вторая четверть I тысячелетия нашей эры, являющаяся финалом гунно-сарматской эпохи. Для многих степных и лесостепных регионов Евразии — весьма смутное время. Крах древних культур, запустение земель, резкая смена культурных традиций — все это заключено в емком термине «эпоха великого переселения народов». И хотя данный термин был введен для обозначения особого периода в истории Европы, он как нельзя более точно соответствует и характеристике этнокультурных катаклизмов первой половины I тысячелетия на самых отдаленных восточных окраинах евразийского степного пространства.