В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится одна из наиболее полных коллекций русской традиционной крестьянской одежды конца XIX — начала XX веков. Большую ее часть привезли в 1930–2000-е годы из научных экспедиционных обследований Русского Севера, Поволжья, Приуралья и южнорусских территорий.
Один из редких экспонатов — свадебный костюм начала XX века. Он был приобретен у его создательницы Татьяны Шошкиной в селе Вяземка Земетчинского района Пензенской области во время экспедиции в 1981 году.
Этот ансамбль служил как свадебной одеждой, так и праздничным костюмом молодой женщины, который она носила до рождения первого ребенка. Он состоял из рубахи-долгорукавки, поневы, нагрудного украшения — гайтана — и пояса. Поневой называли поясную одежду замужних женщин, отдаленно похожую на юбку. Она состояла из нескольких кусков ткани, которые закрепляли на поясе плетеным шнуром. Часто подол поневы мог быть богато украшен узорной вышивкой или ткачеством.
Распашные поневы из трех полотнищ, не сшитые спереди или сбоку, с давних времен носили на территории Пензенской губернии. В селе Вяземка тяжелую распашную поневу, тканную по конопляной основе двойными толстыми шерстяными нитями, украшали синими полосами по красному фону и особой каймой — «подольником» по низу подола. Узорочье каймы состояло из сложных ромбических фигур и волнистых линий в бело-сине-красной цветовой гамме.
Поневу надевали на длинную холщовую рубаху «долгорукавку» с косыми плечевыми вставками — поликами. Рубаха сохранила старинную длину рукавов, которые намного превосходили длину рук. По традиционным представлениям, во время свадьбы, «во избежание порчи, сглаза и прочих действий», которые могли нанести вред невесте, ее руки и другие открытые части тела тщательно закрывали.
Рубаху села Вяземка из экспозиции музея украшают не только тканые узоры, но и нашивки из красного узорного ситца, тесьмы, декоративные швы по краю подола и рукавов. С нагрудной нашивкой гармонично сочетается шейное украшение — гайтан. Он изготовлен из двух нешироких полос, тщательно сплетенных из цветного бисера с узором из чередующихся косых крестов и ромбов. Внизу к гайтану подвешена медная литая двусторонняя иконка с изображением Богоматери и Святого Николая.
Один из редких экспонатов — свадебный костюм начала XX века. Он был приобретен у его создательницы Татьяны Шошкиной в селе Вяземка Земетчинского района Пензенской области во время экспедиции в 1981 году.
Этот ансамбль служил как свадебной одеждой, так и праздничным костюмом молодой женщины, который она носила до рождения первого ребенка. Он состоял из рубахи-долгорукавки, поневы, нагрудного украшения — гайтана — и пояса. Поневой называли поясную одежду замужних женщин, отдаленно похожую на юбку. Она состояла из нескольких кусков ткани, которые закрепляли на поясе плетеным шнуром. Часто подол поневы мог быть богато украшен узорной вышивкой или ткачеством.
Распашные поневы из трех полотнищ, не сшитые спереди или сбоку, с давних времен носили на территории Пензенской губернии. В селе Вяземка тяжелую распашную поневу, тканную по конопляной основе двойными толстыми шерстяными нитями, украшали синими полосами по красному фону и особой каймой — «подольником» по низу подола. Узорочье каймы состояло из сложных ромбических фигур и волнистых линий в бело-сине-красной цветовой гамме.
Поневу надевали на длинную холщовую рубаху «долгорукавку» с косыми плечевыми вставками — поликами. Рубаха сохранила старинную длину рукавов, которые намного превосходили длину рук. По традиционным представлениям, во время свадьбы, «во избежание порчи, сглаза и прочих действий», которые могли нанести вред невесте, ее руки и другие открытые части тела тщательно закрывали.
Рубаху села Вяземка из экспозиции музея украшают не только тканые узоры, но и нашивки из красного узорного ситца, тесьмы, декоративные швы по краю подола и рукавов. С нагрудной нашивкой гармонично сочетается шейное украшение — гайтан. Он изготовлен из двух нешироких полос, тщательно сплетенных из цветного бисера с узором из чередующихся косых крестов и ромбов. Внизу к гайтану подвешена медная литая двусторонняя иконка с изображением Богоматери и Святого Николая.