Костюм шаманки (удэгейцы)
Время создания
вторая половина XX века
Место создания
Село Красный Яр
Размер
180x45x50 см
Техника
ткань, кожа, х/б нити, металл, дерево, мех, краска; шитье, вышивка, резьба по дереву, ковка, окраска, выделка кожи
Коллекция
Учебно-научный музей ДВФУ
Выставка
2
Открыть в приложении#14
#2
Шаманизм — одна из форм верований в традиционных обществах. Согласно верованиям удэгейцев, весь мир разделяется на три уровня: мир неба, земной мир и подземный мир. В каждом из этих миров есть свои верховные хозяева и их помощники, добрые и злые духи, которые управляют жизнью на земле. Хозяева живут в недосягаемом для человека мире: на небе, в глубине моря, в огне и других местах, а их помощники чаще всего обитают на земле, принимая облик человека, животного, рыбы, птица или даже камня.
Шаман (шаманка) выполнял особую роль в жизни общества. С помощью специальных ритуальных действий он мог установить контакт с духами для оказания ими помощи при лечении болезней, охоте, рыбной ловле, в благополучном странствии по потустороннему миру и другое. По представлению многих представителей малочисленных коренных народов, шаман, как и шаманка становились таковыми будто бы по велению духа-покровителя. Считалось, что дух умершего предка-шамана возрождался в его приемнике.
Шаманский костюм являлся материальным выражением религиозных представлений конкретного общества. Он использовался как своеобразные «доспехи» для защиты от злых духов и борьбы с ними. Каждый шаманский костюм — в то же время и произведение народного искусства, сложный художественный образ, выполненный целым коллективом.
Шаман (шаманка) выполнял особую роль в жизни общества. С помощью специальных ритуальных действий он мог установить контакт с духами для оказания ими помощи при лечении болезней, охоте, рыбной ловле, в благополучном странствии по потустороннему миру и другое. По представлению многих представителей малочисленных коренных народов, шаман, как и шаманка становились таковыми будто бы по велению духа-покровителя. Считалось, что дух умершего предка-шамана возрождался в его приемнике.
Шаманский костюм являлся материальным выражением религиозных представлений конкретного общества. Он использовался как своеобразные «доспехи» для защиты от злых духов и борьбы с ними. Каждый шаманский костюм — в то же время и произведение народного искусства, сложный художественный образ, выполненный целым коллективом.
#15
Дополнительная информация
#5
Головной убор и маска шаманки
#13
Особо сильными шаманами или шаманками, являлись люди, сочетающие в себе мужские и женские качества. Поэтому на данной маске, принадлежащей удэгейской шаманке, присутствует мужская борода.
Тряпичные лоскуты, составляющие головной убор символически стилизованы под перья птиц.
Тряпичные лоскуты, составляющие головной убор символически стилизованы под перья птиц.
#10
Часто для привлечения удачи на одежду наносились зооморфные изображения духов—посредников и покровителей шамана.
Изображение птицы и солнца на нагрудной части кофты сообщает нам, что владелица костюма — посредница между верхним миром и миром людей — принимала во время камлания образ птицы, близкой к небу, солнцу.
#11
Элементы костюма шаманки
#12
Шаманский пояс ямпа (удэгейское название) представляя собой широкий кожаный ремень, к которому пришивались железные конусообразные подвески-колокольчики. При движении колокольчики издавали громкий лязгающий звук, способствовавший вхождению шамана и участников обряда в состояние транса.
Бубну приписывалась способность отгонять злых духов. Это достигалось ударами в бубен, якобы воспроизводящими гром. Задняя часть бубна представляет собой символическое изображение 4-х сторон света и центра мира в виде ручки посередине.
Бубну приписывалась способность отгонять злых духов. Это достигалось ударами в бубен, якобы воспроизводящими гром. Задняя часть бубна представляет собой символическое изображение 4-х сторон света и центра мира в виде ручки посередине.
#9
Элементы костюма шаманки
читать дальшескрыть
Костюм шаманки (удэгейцы)
Время создания
вторая половина XX века
Место создания
Село Красный Яр
Размер
180x45x50 см
Техника
ткань, кожа, х/б нити, металл, дерево, мех, краска; шитье, вышивка, резьба по дереву, ковка, окраска, выделка кожи
Коллекция
Учебно-научный музей ДВФУ
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться