Главной религией народов Севера всегда был шаманизм и поклонение духам. После крещения земель в XVIII–XIX веках это сохранилось в большинстве обрядов, традиций, костюмов. Шаман был важным членом племени, посредником между миром людей и духов. Его культовая деятельность была очень важна для древнего общества, она давала ему опору и помогала справиться с несчастьями.
По представлениям многих народов шаман мог совершать путешествия в Верхние и Нижние миры. Люди верили, что все объекты живой и неживой природы, погодные явления и умершие соплеменники имеют своих духов, которые могут и помочь, и навредить человеку. Шаман умел говорить с духами, передавать им просьбы и вопросы людей. По представлению селькупов, народа Северной Сибири, шаманский дар наследовался от деда, отца или матери.
Селькупы верили, что шаман мог исцелять человека от болезней, которые вызывали духи — помощники подземного божества Кызы. Они, «как ветер», проникали в человеческое тело через кожу и питались им. Селькупы представляли злых духов червяками или насекомыми, которые двигаются по кровеносным сосудам. С помощью специальных заклинаний, движений и обрядов шаман изгонял их из тела больного.
Шаман проходил обряды посвящения: считалось, что они увеличивают его сакральную силу и ведут по пути Большого шамана. Внешне статус шамана проявлялся в его костюме. Шаманы делились на несколько категорий — рангов. Шаманы высшего ранга различались по сферам деятельности и назывались шаманами Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Представленный костюм принадлежал селькупскому шаману среднего ранга.
Наряд состоит из парки прямого кроя, нагрудника, венца и обуви — пимов. В нижнем клине подвешены самодельные колокольцы из металла и изображен дух хранителя шамана. Шаман пел, призывал духов-помощников и общался с ними, ритмично ударяя в бубен. На нагруднике изображена карта мировоззрения селькупов: центральная полоса символизирует позвоночник птицы, а на разных ярусах видны символы луны, шамана, гагары, журавля. Выше всех — мир небесных людей. В центре нагрудника подвеска в виде круга — символ сердца и солнечного сплетения шамана.
По представлениям многих народов шаман мог совершать путешествия в Верхние и Нижние миры. Люди верили, что все объекты живой и неживой природы, погодные явления и умершие соплеменники имеют своих духов, которые могут и помочь, и навредить человеку. Шаман умел говорить с духами, передавать им просьбы и вопросы людей. По представлению селькупов, народа Северной Сибири, шаманский дар наследовался от деда, отца или матери.
Селькупы верили, что шаман мог исцелять человека от болезней, которые вызывали духи — помощники подземного божества Кызы. Они, «как ветер», проникали в человеческое тело через кожу и питались им. Селькупы представляли злых духов червяками или насекомыми, которые двигаются по кровеносным сосудам. С помощью специальных заклинаний, движений и обрядов шаман изгонял их из тела больного.
Шаман проходил обряды посвящения: считалось, что они увеличивают его сакральную силу и ведут по пути Большого шамана. Внешне статус шамана проявлялся в его костюме. Шаманы делились на несколько категорий — рангов. Шаманы высшего ранга различались по сферам деятельности и назывались шаманами Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Представленный костюм принадлежал селькупскому шаману среднего ранга.
Наряд состоит из парки прямого кроя, нагрудника, венца и обуви — пимов. В нижнем клине подвешены самодельные колокольцы из металла и изображен дух хранителя шамана. Шаман пел, призывал духов-помощников и общался с ними, ритмично ударяя в бубен. На нагруднике изображена карта мировоззрения селькупов: центральная полоса символизирует позвоночник птицы, а на разных ярусах видны символы луны, шамана, гагары, журавля. Выше всех — мир небесных людей. В центре нагрудника подвеска в виде круга — символ сердца и солнечного сплетения шамана.