С давних времён на Руси вошёл в обиход термин «казаки», употреблявшийся в отношении независимого, но всегда вооружённого населения различных малозаселённых окраин государства. Сами термины «казак», «есаул», «атаман» тюркские по происхождению. Середина и вторая половина 16 века были отмечены массовым притоком беглых крестьян в районы Средней и Нижней Волги.
Территория Самарского Поволжья во второй половине XVI века являлась одним из центров складывания русского казачества. Этому способствовали помимо политических и экономических причин природные условия — Самарская Лука с ёё глухими лесами и горами, укромные пойменные острова, волжский торговый путь. В районе современного села Переволоки можно было без особых усилий перебраться из Волги в реку Усу, через неё в Волгу у северной оконечности кольца, и наоборот.
Интенсивность действий казачества на Средней Волге достигла своего пика во второй половине 70-х — начале 80-х гг. XVI века.
С 1584–1585 гг. казачьи ватаги всё чаще и чаще вновь начали появляться на волжской акватории, но строительство Самары, Царицына и Саратова окончательно лишило всякой перспективы возможность формирования на Среднем и Нижнем Поволжье казачьей области.
Пик казачьей активности на Средней Волге в конце 70-х — начале 80-х годов XVI века связан с именами таких талантливых предводителей, как Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Савва Волдыря (или Волдырь), Митя Бритоусов, Иван Юрьев. Иван Кольцо навечно вошёл в русскую историю как ближайший сподвижник Ермака Тимофеевича, одного из главных действующих лиц «Сибирского взятия».
Одним из элементов повседневно культуры, репрезентирующих человека как её носителя, является костюм.
Мужской казачий костюм включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс. В зимнее время казаки носили шубы и тулупы. В походы они одевали грубого сукна зипуны, подпоясанные ремнём, широкие шаровары, убранные в голенища сапог, и шапки из овчины.
При шитье одежды казаками использовались домотканые, конопляные, льняные, а немного позднее — шерстяные суконные ткани наряду с покупными хлопчатобумажными, шёлковыми и, реже, шерстяными тканями. Любимыми цветами казаков были красный и синий. Они использовались и в домашней, и в походной одежде. Считалось, что эти цвета несут в себе функции оберега.
Казачий костюм как историко-культурный феномен — важный элемент социальной памяти.