В Кузнецке был развит косторезный промысел, но он имел чисто утилитарное значение. Тонко сделанные, тщательно украшенные вещи в основном были привозными. В музее сохранился образец резной накладки. На выпуклую лицевую сторону нанесен растительный орнамент, изделие отполировано.
Одним из главных центров косторезного ремесла в России было Поморье. Холмогорские резчики владели многими техническими приемами: гравировкой, ажурной резьбой «на проем», высокорельефной и низкорельефной резьбой, умели окрашивать кость в коричневый и зеленый цвет. Они применяли различные пилы, рашпили, сверла, резцы, буравчики, позволявшие делать в кости тончайшие прорези, создавать миниатюрные рельефные композиции с детальной проработкой формы.
Ярко выраженная художественная направленность обработки кости на холмогорской земле обусловлена рядом причин. На Северной Двине к XVII веку сложились богатые традиции северной русской художественной культуры. Здесь возводились деревянные и каменные здания и храмы, работали резчики по дереву, иконописцы и мастера декоративных росписей, кузнецы, посудники и ювелиры. Книгописцы украшали страницы рукописей красочными миниатюрами и травными пышными орнаментами. В конце XVII — начале XVIII века Холмогоры стали одним из крупнейших культурных центров, сосредоточивших значительные художественные силы. Резьба по кости развивалась в общем русле и во взаимосвязи со всеми другими видами декоративно-прикладного искусства края.
В Сибири одним из центров косторезного промысла являлся Тобольск. Традиционная резьба по кости с древности была распространена у коренных народов Севера — ханты, манси, ненцев. Обилие мамонтовой кости в Приобье также способствовало развитию и процветанию косторезного искусства. Первые упоминания о тобольских резных изделиях из кости относятся к началу XVIII века. В это время изготавливали гребни, табакерки, пороховницы, шкатулки, костяные отделки к оружию, пуговицы и другое. Тогда же тобольские мастера стали делать и первые скульптуры.
В Тобольске также был распространен своеобразный традиционный вид обработки кости — инкрустация. Шкатулки, ящички для шахмат, выполненные из белой кости, украшали узором из кости различных естественных оттенков.
Одним из главных центров косторезного ремесла в России было Поморье. Холмогорские резчики владели многими техническими приемами: гравировкой, ажурной резьбой «на проем», высокорельефной и низкорельефной резьбой, умели окрашивать кость в коричневый и зеленый цвет. Они применяли различные пилы, рашпили, сверла, резцы, буравчики, позволявшие делать в кости тончайшие прорези, создавать миниатюрные рельефные композиции с детальной проработкой формы.
Ярко выраженная художественная направленность обработки кости на холмогорской земле обусловлена рядом причин. На Северной Двине к XVII веку сложились богатые традиции северной русской художественной культуры. Здесь возводились деревянные и каменные здания и храмы, работали резчики по дереву, иконописцы и мастера декоративных росписей, кузнецы, посудники и ювелиры. Книгописцы украшали страницы рукописей красочными миниатюрами и травными пышными орнаментами. В конце XVII — начале XVIII века Холмогоры стали одним из крупнейших культурных центров, сосредоточивших значительные художественные силы. Резьба по кости развивалась в общем русле и во взаимосвязи со всеми другими видами декоративно-прикладного искусства края.
В Сибири одним из центров косторезного промысла являлся Тобольск. Традиционная резьба по кости с древности была распространена у коренных народов Севера — ханты, манси, ненцев. Обилие мамонтовой кости в Приобье также способствовало развитию и процветанию косторезного искусства. Первые упоминания о тобольских резных изделиях из кости относятся к началу XVIII века. В это время изготавливали гребни, табакерки, пороховницы, шкатулки, костяные отделки к оружию, пуговицы и другое. Тогда же тобольские мастера стали делать и первые скульптуры.
В Тобольске также был распространен своеобразный традиционный вид обработки кости — инкрустация. Шкатулки, ящички для шахмат, выполненные из белой кости, украшали узором из кости различных естественных оттенков.