Уникальна природа Горной Шории, неповторимы обнявшие её со всех сторон горы, тайга и кристально чистые реки. Всё это делает наш край сказочным уголком России. Самобытную красоту малой родины воспевал с помощью кисти и красок междуреченский живописец Гоменко Владимир Кириллович. Художник был активным творцом, постоянно ездил на областные пленэры. Со своим этюдником старался побывать в разных уголках родного края «От Кузбасса до Байкала», все работы выполнял с натуры. Пейзажи Владимира Гоменко — мягкие, нежные, полные света, пронизаны лирическим настроением. Ведь сама природа раскрывала художнику свои тайны и красоты.
На картине «Косой порог. К дождю» запечатлён живописный уголок Сибири — посёлок, «прижавшийся» у подножия гор к реке Усе, вблизи города Междуреченска. В XVIII–XIX веках на месте поселения располагался улус коренных жителей Горной Шории — кузнецких татар (шорцев). Название посёлок получил из-за сильных порогов на реке Усе, на берегу которой находится.
На переднем плане полотна изображены высокие заросли осоки и заболоченный водоём. Водная гладь с лёгкой рябью, как в зеркале, отражает облачное небо и деревья. На противоположном берегу видна залитая солнечным светом поляна с ярко-зелёной травой. Вдали стеной стоит полоса густого леса и синих гор.
Пейзаж наполнен атмосферой спокойствия. На первый взгляд, ничего не предвещает дождя: на небе ни тучи. Но, присмотревшись более внимательно, зритель замечает птицу, которая летит над водой так низко, что едва не задевает крыльями поверхность воды. Верный признак приближающейся непогоды, дождя.
На картине не видно дна водоёма, благодаря чему он приобретает некую сказочную загадочность. Коренные жители Горной Шории одухотворяли воду. Согласно шорским поверьям, в любом водоёме обитал дух воды — Суг-Ээзи, который в представлении людей имел обличие женщины с золотыми волосами. Хозяйка воды, как и русалки в языческих верованиях славян, могла навсегда забрать душу человека, стоило ему по незнанию коснуться её золотого гребня. Посредниками между духами и людьми в шорской мифологии выступали птицы.
В картине чувствуется переход от простого изображения сибирского ландшафта к некой загадке природы.
На картине «Косой порог. К дождю» запечатлён живописный уголок Сибири — посёлок, «прижавшийся» у подножия гор к реке Усе, вблизи города Междуреченска. В XVIII–XIX веках на месте поселения располагался улус коренных жителей Горной Шории — кузнецких татар (шорцев). Название посёлок получил из-за сильных порогов на реке Усе, на берегу которой находится.
На переднем плане полотна изображены высокие заросли осоки и заболоченный водоём. Водная гладь с лёгкой рябью, как в зеркале, отражает облачное небо и деревья. На противоположном берегу видна залитая солнечным светом поляна с ярко-зелёной травой. Вдали стеной стоит полоса густого леса и синих гор.
Пейзаж наполнен атмосферой спокойствия. На первый взгляд, ничего не предвещает дождя: на небе ни тучи. Но, присмотревшись более внимательно, зритель замечает птицу, которая летит над водой так низко, что едва не задевает крыльями поверхность воды. Верный признак приближающейся непогоды, дождя.
На картине не видно дна водоёма, благодаря чему он приобретает некую сказочную загадочность. Коренные жители Горной Шории одухотворяли воду. Согласно шорским поверьям, в любом водоёме обитал дух воды — Суг-Ээзи, который в представлении людей имел обличие женщины с золотыми волосами. Хозяйка воды, как и русалки в языческих верованиях славян, могла навсегда забрать душу человека, стоило ему по незнанию коснуться её золотого гребня. Посредниками между духами и людьми в шорской мифологии выступали птицы.
В картине чувствуется переход от простого изображения сибирского ландшафта к некой загадке природы.