Путевой дворец в Коростыни — памятник иной эпохи, когда в Новгородской губернии повсеместно учреждались военные поселения. Тогда-то в 20-х гг. XIX века для приезда начальства и пребывания императора на пути в Старую Руссу и строится путевой дворец по проекту архитектора В.П. Стасова. Полукаменное здание, главным украшением которого является лоджия с каннелированными деревянными колоннами дорического ордера, — хороший образец классического стиля. Рядом с путевым дворцом — амбар, сложенный из булыжного камня и кирпича.
Коростынь. Путевой дворец
Фотография черно-белая. На снимке — изображение двухэтажного здания с каменным первым и деревянным вторым этажом с лоджией с каннелированными деревянными колоннами дорического ордера, увенчанными деревянными капителями. Перед зданием стоит легковая машина.
Местонахождение:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник».
Дом дворец в Коростыни всеми своими формами свидетельствует о принадлежности петербургской, стасовской версии «греческого ампира». Его кирпичный первый этаж, решенный как постамент «храмовидного» деревянного второго этажа, обработан сухим рустом, а окна выделены замковыми камнями над ними. Обшитый досками второй этаж заставляет думать о теориях, согласно которым дорическая архитектура поначалу была деревянной и лишь потом — была переведена в каменную.
Архитектура верхней части дома кажется реконструкцией «деревянного периода» дорики: и каннелированные дорические колонны лоджии, и карниз с модульонами, и метопо-триглифный фриз, и пологий фронтон, — все эти деревянные формы смотрятся монументально и естественно.
В жесткости и серьезности этой версии стиля и выражен петербургский акцент.
Некоторые формы явно противоречат этой серьезности: речь идет о сухоньких наличниках окон, рамочных обводах арочных проемов лоджии на боковых фасадах и, наконец, каких-то щуплых балюстрадах.
Все эти детали второстепенны и могут быть вызваны вмешательством исполнителей в авторский проект, который проглядывает в большинстве форм этого чудесным образом уцелевшего памятника.