Коромысло — это деревянный рычаг для ношения двух ведер с водой или других грузов. Оно бывает прямое и гнутое, с точкой опоры на одном или двух плечах. Прямые коромысла вырезали из широкой и ровной доски, но они были менее удобны и популярны, чем изогнутые. С помощью коромысла можно было несколько сотен метров нести тяжелые ведра с водой и не чувствовать усталости. Коромысло было женским помощником, над мужчиной с коромыслом могли подшучивать. Массово оно вышло из обихода в середине XX века, но в некоторых русских деревнях коромысло используют до сих пор.
Древесину для коромысла выбирали легкую, прочную, гибкую, однородную и устойчивую к растрескиванию. Чаще всего мастера брали березу, орешник, клен, реже — сосну и ель. В качестве заготовки для коромысла подбирали брусок толщиной 5–7 см и длиной 135–210 см. Каждую заготовку стесывали до нужной толщины и сгибали. Чтобы закрепить форму, коромысло вымачивали в пруду, прогревали над пламенем костра или зарывали в землю на месте будущего кострища. На концы коромысла крепили металлические накладки с крючками для подвешивания ведер. Иногда коромысло расписывали красками, украшали резьбой и цветными ленточками. Нарядные коромысла использовали по праздникам и торжествам.
Коромысло на Руси превратилось в яркий фольклорный образ, который встречается во многих сказках, загадках и пословицах. Например, «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет» или «Два братца хотят подраться, да руки коротки». Ношение воды и грузов с помощью коромысла подчинялось определенным правилам. По пути за водой пустые ведра следовало держать в левой руке, а само коромысло — в правой. Полное ведро на коромысле закреплялось сначала сзади, а затем спереди.
Один из обрядов удмуртской свадьбы — ношение воды из колодца на коромысле, «испытание невесты». С целью закрепления удачного замужества и показа хозяйственных навыков невеста несла воду на коромысле и старалась при этом не пролить ни капли, в то время как гости со стороны жениха мешали ей, а жених с друзьями, наоборот, оберегал и помогал.
Древесину для коромысла выбирали легкую, прочную, гибкую, однородную и устойчивую к растрескиванию. Чаще всего мастера брали березу, орешник, клен, реже — сосну и ель. В качестве заготовки для коромысла подбирали брусок толщиной 5–7 см и длиной 135–210 см. Каждую заготовку стесывали до нужной толщины и сгибали. Чтобы закрепить форму, коромысло вымачивали в пруду, прогревали над пламенем костра или зарывали в землю на месте будущего кострища. На концы коромысла крепили металлические накладки с крючками для подвешивания ведер. Иногда коромысло расписывали красками, украшали резьбой и цветными ленточками. Нарядные коромысла использовали по праздникам и торжествам.
Коромысло на Руси превратилось в яркий фольклорный образ, который встречается во многих сказках, загадках и пословицах. Например, «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет» или «Два братца хотят подраться, да руки коротки». Ношение воды и грузов с помощью коромысла подчинялось определенным правилам. По пути за водой пустые ведра следовало держать в левой руке, а само коромысло — в правой. Полное ведро на коромысле закреплялось сначала сзади, а затем спереди.
Один из обрядов удмуртской свадьбы — ношение воды из колодца на коромысле, «испытание невесты». С целью закрепления удачного замужества и показа хозяйственных навыков невеста несла воду на коромысле и старалась при этом не пролить ни капли, в то время как гости со стороны жениха мешали ей, а жених с друзьями, наоборот, оберегал и помогал.