Одним из важнейших предметов сельского быта раньше считалось коромысло. Это было довольно удобное приспособление для переноски ведер, бадей, а также корзин. Ведра, которые женщины надевали на него, казались им более легкими.
Принципиальное значение имело и то, что вода при переноске таким образом оставалась чистой. Все дело в том, что в приподнятые над землей ведра не попадала пыль, а также головки цветов и семена трав. Зимой же ведра не задевали снежных сугробов.
Мастера традиционно изготавливали коромысло из липы, осины, ивы, древесина которых отличается легкостью, гибкостью и упругостью. Использовались и другие породы деревьев: береза, орешник, клен, бук, реже — сосна и ель. Во многих деревнях встречались также коромысла, которые вырезались из широкой и прочной прямой доски. В этом случае она зауживалась к концам, а в середине вырезалась выемка для шеи или плеча.
В качестве заготовки для коромысла подбирали дерево толщиной посредине от 5 до 7 см и длиной от 190 до 210 см. Из такого ствола топором или рубанком выполняли готовое изделие. Чтобы коромысло не треснуло, мастера иногда пускали поверх него жесть.
Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, которые спускались с концов коромысла. Эти крючки крепились по краям шурупами или гвоздями к металлическим накладкам. Коромысло украшали резьбой, раскрашивали, что придавало ему нарядный и праздничный вид.
Эти предметы быта, как рассказывают старожилы, служили в отдельных случаях 50 лет и более. В домашних условиях коромысло хранили в углу коридора вертикально, также его могли укладывать на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.
Об этих приспособлениях для переноски ведер в России было составлено много загадок и пословиц: «Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит», «Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца», «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет», «Пыль столбом, дым коромыслом — не то от тоски, не то от пляски».
Принципиальное значение имело и то, что вода при переноске таким образом оставалась чистой. Все дело в том, что в приподнятые над землей ведра не попадала пыль, а также головки цветов и семена трав. Зимой же ведра не задевали снежных сугробов.
Мастера традиционно изготавливали коромысло из липы, осины, ивы, древесина которых отличается легкостью, гибкостью и упругостью. Использовались и другие породы деревьев: береза, орешник, клен, бук, реже — сосна и ель. Во многих деревнях встречались также коромысла, которые вырезались из широкой и прочной прямой доски. В этом случае она зауживалась к концам, а в середине вырезалась выемка для шеи или плеча.
В качестве заготовки для коромысла подбирали дерево толщиной посредине от 5 до 7 см и длиной от 190 до 210 см. Из такого ствола топором или рубанком выполняли готовое изделие. Чтобы коромысло не треснуло, мастера иногда пускали поверх него жесть.
Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, которые спускались с концов коромысла. Эти крючки крепились по краям шурупами или гвоздями к металлическим накладкам. Коромысло украшали резьбой, раскрашивали, что придавало ему нарядный и праздничный вид.
Эти предметы быта, как рассказывают старожилы, служили в отдельных случаях 50 лет и более. В домашних условиях коромысло хранили в углу коридора вертикально, также его могли укладывать на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.
Об этих приспособлениях для переноски ведер в России было составлено много загадок и пословиц: «Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит», «Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца», «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет», «Пыль столбом, дым коромыслом — не то от тоски, не то от пляски».