До революции 1917 года Иван Маркичев учился иконописи и участвовал в реставрации фресок в храмах. Он работал в Москве, в Троице-Сергиевой Лавре, в Петербурге, Костроме, Ярославле, Калязине. Такой обширный опыт в области монументальной живописи сформировал его творческий почерк: росписи больших стен требовали обобщенных образов и ясных композиций. Эти принципы отразились и в его лаковых миниатюрах.
Один из самых сильных сюжетов в наследии мастера — композиция «Жнитво». В ней он изобразил три женские фигуры, объединенные движением: их жесты выглядят плавными и ассоциируются с неким танцем. Они стали для мастера идеалом мудрости, красоты и грации русской крестьянки. При этом художник писал не просто работы в поле — он показал вечную красоту женщины и самой Матери-Земли.
В разные годы Иван Маркичев выполнил несколько вариантов этой композиции. В каждом из них он безупречно работал с формой предмета, будь то декоративная тарелка, круглая или прямоугольная шкатулка. Его излюбленный мотив стал хрестоматийным в искусстве палехской миниатюры.
Расцвет палехского искусства пришелся на вторую половину 1920-х — первую половину 1930-х годов. Иван Маркичев наряду с другими известными мастерами стоял у его истоков.
Иконописцы Палеха издревле славились своими миниатюрными иконами: календарями-минеями с небольшими фигурами святых, мелкими житийными иконами со множеством сценок на полях, композициями с запечатленными иконостасами. Особенностью такой живописи была ювелирная тщательность письма: на небольшой поверхности мастера размещали множество тонко прописанных образов. Это умение стало одной из основ местного стиля: благодаря ему после революции художники с легкостью расписывали крошечные бисерницы или броши, где могли уместить множество героев.
Бывшие иконописцы быстро освоили новые умения и перенесли миниатюрную роспись на объемные предметы из папье-маше. Важной особенностью стал тончайший золотой орнамент, который подчеркивал форму изделий и соответствовал самой теме изображения.
Черный фон для своих работ палешане выбрали не случайно. Во-первых, он усиливал сочность локальных цветовых пятен (локальными называются собственные цвета предметов без каких-либо отсветов и примесей: чистый красный, чистый зеленый и другие). Во-вторых, такой фон становился своеобразной ритмической паузой между отдельными элементами росписи. Кроме того, под зеркальной поверхностью лака черный цвет приобретал особую глубину.
Один из самых сильных сюжетов в наследии мастера — композиция «Жнитво». В ней он изобразил три женские фигуры, объединенные движением: их жесты выглядят плавными и ассоциируются с неким танцем. Они стали для мастера идеалом мудрости, красоты и грации русской крестьянки. При этом художник писал не просто работы в поле — он показал вечную красоту женщины и самой Матери-Земли.
В разные годы Иван Маркичев выполнил несколько вариантов этой композиции. В каждом из них он безупречно работал с формой предмета, будь то декоративная тарелка, круглая или прямоугольная шкатулка. Его излюбленный мотив стал хрестоматийным в искусстве палехской миниатюры.
Расцвет палехского искусства пришелся на вторую половину 1920-х — первую половину 1930-х годов. Иван Маркичев наряду с другими известными мастерами стоял у его истоков.
Иконописцы Палеха издревле славились своими миниатюрными иконами: календарями-минеями с небольшими фигурами святых, мелкими житийными иконами со множеством сценок на полях, композициями с запечатленными иконостасами. Особенностью такой живописи была ювелирная тщательность письма: на небольшой поверхности мастера размещали множество тонко прописанных образов. Это умение стало одной из основ местного стиля: благодаря ему после революции художники с легкостью расписывали крошечные бисерницы или броши, где могли уместить множество героев.
Бывшие иконописцы быстро освоили новые умения и перенесли миниатюрную роспись на объемные предметы из папье-маше. Важной особенностью стал тончайший золотой орнамент, который подчеркивал форму изделий и соответствовал самой теме изображения.
Черный фон для своих работ палешане выбрали не случайно. Во-первых, он усиливал сочность локальных цветовых пятен (локальными называются собственные цвета предметов без каких-либо отсветов и примесей: чистый красный, чистый зеленый и другие). Во-вторых, такой фон становился своеобразной ритмической паузой между отдельными элементами росписи. Кроме того, под зеркальной поверхностью лака черный цвет приобретал особую глубину.