Натюрморт художницы, участницы объединения «Бубновый валет» Антонины Софроновой Михаилу Булгакову подарил его друг, художник-декоратор Сергей Топленинов. Как и Михаил Афанасьевич, Топленинов сотрудничал с МХАТом и другими московскими театрами. Любовь Белозерская, вторая жена Булгакова, описывала художника так:
Натюрморт (копия картины А.Ф. Софроновой)
Обаятельный и компанейский человек, на все руки мастер, гитарист и знаток старинных романсов.
Булгаков часто бывал в гостях у Топленинова в доме в Мансуровском переулке, 9, который полностью принадлежал художнику и его брату Владимиру. У Михаила Афанасьевича даже была там своя маленькая комнатка с печкой. Этот дом с полуподвалом, по мнению булгаковедов, послужил прототипом подвала Мастера в романе «Мастер и Маргарита».
Это натюрморт, оформленный в темных рембрандтовских тонах, а по содержанию сильно революционный: на почетном месте, в серебряной вазе — картошка, на переднем плане, на куске бархата — луковица; рядом с яблоками соседствует репа.
Сам Михаил Афанасьевич к живописи был скорее равнодушен. Художница Наталия Ушакова, дружившая с Булгаковым, оставила характерное воспоминание:
Когда он к нам часто приходил днем — стол стоял перед диваном, а над диваном на стене висел Сапунов, занавес к «Мещанину из дворянства». А он сидел обычно напротив — казалось бы, с его интересом к Мольеру, это должно было его заинтересовать. Но он только поддразнивал меня: «Какая у тебя ужасная картина!» Его могло интересовать разве что кто изображен на картине…
Тем не менее, картину Антонины Софроновой Булгаков все же повесил в гостиной. При разводе с Любовью Евгеньевной в 1932 году Михаил Афанасьевич оставил картину ей, а спустя десятки лет булгаковед и художник Александр Курушин, друживший с Любовью Евгеньевной, написал копию картины Софроновой и подарил музею Булгакова вместе с другими предметами, ставшими экспонатами постоянной экспозиции на Большой Пироговской, 35а.