Дуга — это важная часть одного из видов конской упряжи наряду с оглоблями, уздечкой, хомутом, шлеей, седелкой, чресседельником, подбрюшником и вожжами. Дуга была нужна для того, чтобы держать оглобли и не вредить спине и бокам лошади, она выступала и в качестве амортизатора. Дуга помогает поддерживать баланс груза и равномерно его распределять. Размер дуги зависит от габаритов лошади и размера повозки.
Для изготовления дуги использовалась качественная твердая древесина: береза, дуб, лещина. Древесину распиливали на кряжи длиной до 2 м и толщиной до 1,5 м. Затем кряж раскалывали на части, которые и становились заготовками будущих дуг. Толщина заготовки — 8–12 см, длина — 150–180 см. Концы заготовки обтесывали для придания формы будущей дуге, затем подготавливали к сгибанию. Чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо было распарить. Делали это разными способами. Один из них предполагал следующие процессы: дерево замачивали в воде на три дня. Затем на середину заготовки наливали кипяток и оставляли на 30 минут. После того как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, приступали к сгибанию. Для этого использовали дужный станок — колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Конец заготовки дуги закладывали в один из вырезов и начинали аккуратно сгибать распаренную древесину. Делали не спеша, без рывков. Работа эта тяжелая, поэтому обычно дугу гнули два-три человека. Длилось это несколько часов. Выступающие концы связывали между собой прочной бечевкой или проволокой и оставляли до полного высыхания.
Готовое изделие украшали. В середине дуги на праздники подвешивали поддужные колокольчики.
В Старооскольском уезде дужный промысел был развит в деревне Нижние Апочки Знаменской волости. Изделия скупали купцы из Ливен, Воронежа, Тулы и Вязьмы. В экспозиции музея представлена дуга для упряжки начала ХХ века. Дуга резная, предназначалась для выезда в церковь или катания в праздничные дни. Изделие украшено резным составным орнаментом, состоящим из наложенных друг на друга ромбов и снопов, окружностей.
Для изготовления дуги использовалась качественная твердая древесина: береза, дуб, лещина. Древесину распиливали на кряжи длиной до 2 м и толщиной до 1,5 м. Затем кряж раскалывали на части, которые и становились заготовками будущих дуг. Толщина заготовки — 8–12 см, длина — 150–180 см. Концы заготовки обтесывали для придания формы будущей дуге, затем подготавливали к сгибанию. Чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо было распарить. Делали это разными способами. Один из них предполагал следующие процессы: дерево замачивали в воде на три дня. Затем на середину заготовки наливали кипяток и оставляли на 30 минут. После того как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, приступали к сгибанию. Для этого использовали дужный станок — колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Конец заготовки дуги закладывали в один из вырезов и начинали аккуратно сгибать распаренную древесину. Делали не спеша, без рывков. Работа эта тяжелая, поэтому обычно дугу гнули два-три человека. Длилось это несколько часов. Выступающие концы связывали между собой прочной бечевкой или проволокой и оставляли до полного высыхания.
Готовое изделие украшали. В середине дуги на праздники подвешивали поддужные колокольчики.
В Старооскольском уезде дужный промысел был развит в деревне Нижние Апочки Знаменской волости. Изделия скупали купцы из Ливен, Воронежа, Тулы и Вязьмы. В экспозиции музея представлена дуга для упряжки начала ХХ века. Дуга резная, предназначалась для выезда в церковь или катания в праздничные дни. Изделие украшено резным составным орнаментом, состоящим из наложенных друг на друга ромбов и снопов, окружностей.