Картина А.Ф. Алексеева «Композитор Завещевский В., актер Матвеев В., художник Алексеев А.» была передана в фонды Белгородского художественного музея в 1986 году Всероссийским художественно-промышленным объединением им. Е.В. Вучетича.
Композитор, актер, художник
Групповой портрет решен как сцена из повседневной жизни творческой молодёжи 1970-х — начала 1980-х гг. Три персонажа расположились в мастерской художника для дружеского времяпрепровождения. О творческих профессиях героев картины говорит не только ее название. Фигура молодого человека в красном свитере размещена в центре и сразу привлекает внимание и цветом модной одежды, и позой с разведенными в стороны руками, и выражением лица с открытым ртом, свидетельствующим о том, что мужчина что-то произносит, или декламирует. Это единственный говорящий в картине персонаж, что наводит на мысль о его профессии, связанной со словом и жестом, то есть об актерской. Молодой человек в джинсовом костюме, стоящий у этюдника с белым холстом в руках — естественно художник (автор полотна), самый старший мужчина, задумчиво сидящий за столом со стаканом в руках, мог бы быть любой творческой специальности, но автор не дает полета фантазии зрителю, назвав его композитором.
В свое время картина подвергалась критике со стороны рецензентов за претенциозное обличие персонажей, за «навязчивое стремление автора выдать некий эталонный образчик современной интеллектуальной молодежи», за пластическую разобщенность героев. «Каждый как бы проигрывает свою сольную партию и почти не влияет на самочувствие остальных, любой из присутствующих без особого ущерба для общего собрания мог бы незаметно покинуть сцену».
Анатолий Федорович Алексеев (1951–2021) — советский, российский живописец, график, педагог, член Санкт-Петербургского союза художников РФ, яркий представитель ленинградской школы живописи.
Выпускник живописного факультета института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, по мастерской А.А. Мыльникова (1976) с 1977 года участвовал в областных ленинградских выставках, позднее в международных и зарубежных выставках. Писал портреты, жанровые композиции, пейзажи, натюрморты, обнаженную натуру, позднее определяя свое направление как интеллектуально-эротический реализм.
В наши дни, картина, очень атмосферно передающая интерьер художественных мастерских 1970-х видится уже по-другому. Антураж из дефицитных в те годы вещей, подвергшийся критике: сигареты Мальборо, вино Сангрия джинсовый костюм, книги по искусству, воспринимаются не только как приметы времени, а как артефакты, имевшие культовое значение для молодых людей советской эпохи 1970–1980-х годов.
Изображенные на картине герои: композитор Владимир Завещевский, актер Валерий Матвеев, художник Анатолий Алексеев не просто реальные люди, а известные в будущем деятели культуры, успешно реализовавшиеся в своих профессиях.