Слово «компас» происходит от итальянского «compassare», что в переводе означает «измерять шагами». Прибор помогает ориентироваться на местности, указывая на магнитные полюса земли и стороны света. Магнитная стрелка компаса свободно вращается вокруг своей оси и располагается вдоль силовых линий магнитного поля.
Первый компас был изобретен в Китае, его называли «китайской иглой». Его использовали для того, чтобы не заблудиться в пустыне. В Европе компас появился в XII–XIII веках. Сначала он представлял собой магнитную стрелку, укрепленную на пробке, которую опускали в наполненную водой емкость. В воде пробка со стрелкой могли свободно вращаться и ориентироваться нужным образом. В начале XIV века компас усовершенствовал итальянец Флавио Джойя: так появился похожий на современный прибор.
Со временем у компаса появились различные модификации. Одной из них стал угломерный прибор «Буссоль», представленный в экспозиции. Это устройство используют геологи для измерения углов при съемках на местности. Буссоль отличается от обычного компаса наличием поворотной линзы. С ее помощью можно определить азимут, то есть угол между Севером и искомым необходимым направлением на местности. Шкала буссоли направлена против часовой стрелки, что облегчает вычисление магнитных азимутов. На донышке буссоли нанесены насечки влево и вправо — от нуля до 90 градусов.
Представленный компас сделан из латуни и хорошо сохранился. Ни сам прибор, ни его кожаный футляр не имеют маркировки или клейма. По форме компаса исследователи предположили, что его мог изготовить ленинградский завод «Геологоразведка». Вероятнее всего, этот компас является одной из ранних моделей, которые завод выпускал в 1930-х годах.
1 августа 1930 года в Ленинграде были организованы Объединенные центральные мастерские точных и лесных приборов «Геолесточприбор». Не позднее 1932 года они были преобразованы в опытный завод «Геологоразведка».
Компас принадлежал ветерану Гражданской войны Ф.А. Масленникову. В 1915 году он окончил механическое отделение Петербургского Политехнического института, а в 1918-м его назначили командиром инженерного батальона и дивизионным инженером 2-й Уральской дивизии. Масленников также принимал участие в боевых действиях в составе 29-й стрелковой дивизии и был знаком с командиром дивизии Василием Блюхером.
Первый компас был изобретен в Китае, его называли «китайской иглой». Его использовали для того, чтобы не заблудиться в пустыне. В Европе компас появился в XII–XIII веках. Сначала он представлял собой магнитную стрелку, укрепленную на пробке, которую опускали в наполненную водой емкость. В воде пробка со стрелкой могли свободно вращаться и ориентироваться нужным образом. В начале XIV века компас усовершенствовал итальянец Флавио Джойя: так появился похожий на современный прибор.
Со временем у компаса появились различные модификации. Одной из них стал угломерный прибор «Буссоль», представленный в экспозиции. Это устройство используют геологи для измерения углов при съемках на местности. Буссоль отличается от обычного компаса наличием поворотной линзы. С ее помощью можно определить азимут, то есть угол между Севером и искомым необходимым направлением на местности. Шкала буссоли направлена против часовой стрелки, что облегчает вычисление магнитных азимутов. На донышке буссоли нанесены насечки влево и вправо — от нуля до 90 градусов.
Представленный компас сделан из латуни и хорошо сохранился. Ни сам прибор, ни его кожаный футляр не имеют маркировки или клейма. По форме компаса исследователи предположили, что его мог изготовить ленинградский завод «Геологоразведка». Вероятнее всего, этот компас является одной из ранних моделей, которые завод выпускал в 1930-х годах.
1 августа 1930 года в Ленинграде были организованы Объединенные центральные мастерские точных и лесных приборов «Геолесточприбор». Не позднее 1932 года они были преобразованы в опытный завод «Геологоразведка».
Компас принадлежал ветерану Гражданской войны Ф.А. Масленникову. В 1915 году он окончил механическое отделение Петербургского Политехнического института, а в 1918-м его назначили командиром инженерного батальона и дивизионным инженером 2-й Уральской дивизии. Масленников также принимал участие в боевых действиях в составе 29-й стрелковой дивизии и был знаком с командиром дивизии Василием Блюхером.