Новгородские фарфоровые заводы производили сувениры — уменьшенные копии городских достопримечательностей: соборов, церквей и памятников. Такие изделия были популярны среди туристов — их часто увозили домой как напоминание о поездке. Благодаря этому продукцию местных фарфоро-фаянсовых фабрик можно встретить в разных уголках страны.
В коллекции музея хранится настольная скульптура одного из символов Великого Новгорода — колокола, с которым неразрывно была связана история города. В летописи 1066 года упоминался внезапный набег на Новгород полоцкого князя Всеслава, который снял колокола с Софийской звонницы. Тогда местные жители отправились в погоню и вернули похищенное.
Также существовала легенда, когда Иван Грозный был в Новгороде, он ехал по Великому мосту на лошади, в этот момент звонарь Софийской звонницы забил в самый большой колокол — и так сильно, что конь испугался, встал на дыбы и скинул Ивана Грозного. За это царь велел отрубить у колокола все внутренние уши, кроме среднего, чтобы звук был не таким громким — с тех пор его называли «безухий».
В новгородские колокола звонили по самым разным случаям: с их помощью созывали на церковные мероприятия, уведомляли о приезде высокопоставленных лиц, а также оповещали о пожарах, войнах и нападениях. В городе существовало более сотни колоколов. В период Новгородской республики главным колоколом бы «вечевой». В 1478 году его увезли в Москву, после того как Новгород потерял независимость и вошел в состав Московского княжества. Что с ним случилось в столице — неизвестно. По одной из версий, его повесили на колокольне Успенского собора, а по другой — сбросили в реку Тверца.
Новгородские мастера по изготовлению колоколов считались лучшими на Руси. В XIX веке в городе существовало сразу несколько специальных заводов. На одном из них отлили огромный колокол в две тысячи пудов (32 тонны) для Троицкого собора в Санкт-Петербурге.
В 1930 году, в разгар антирелигиозной пропаганды, изготовление колоколов пришло в упадок: заводы закрылись, мастеров и владельцев отправили в ссылку, а колокола снимали с соборов и переплавляли. После этих событий колокольное искусство в Новгороде было утрачено.
В коллекции музея хранится настольная скульптура одного из символов Великого Новгорода — колокола, с которым неразрывно была связана история города. В летописи 1066 года упоминался внезапный набег на Новгород полоцкого князя Всеслава, который снял колокола с Софийской звонницы. Тогда местные жители отправились в погоню и вернули похищенное.
Также существовала легенда, когда Иван Грозный был в Новгороде, он ехал по Великому мосту на лошади, в этот момент звонарь Софийской звонницы забил в самый большой колокол — и так сильно, что конь испугался, встал на дыбы и скинул Ивана Грозного. За это царь велел отрубить у колокола все внутренние уши, кроме среднего, чтобы звук был не таким громким — с тех пор его называли «безухий».
В новгородские колокола звонили по самым разным случаям: с их помощью созывали на церковные мероприятия, уведомляли о приезде высокопоставленных лиц, а также оповещали о пожарах, войнах и нападениях. В городе существовало более сотни колоколов. В период Новгородской республики главным колоколом бы «вечевой». В 1478 году его увезли в Москву, после того как Новгород потерял независимость и вошел в состав Московского княжества. Что с ним случилось в столице — неизвестно. По одной из версий, его повесили на колокольне Успенского собора, а по другой — сбросили в реку Тверца.
Новгородские мастера по изготовлению колоколов считались лучшими на Руси. В XIX веке в городе существовало сразу несколько специальных заводов. На одном из них отлили огромный колокол в две тысячи пудов (32 тонны) для Троицкого собора в Санкт-Петербурге.
В 1930 году, в разгар антирелигиозной пропаганды, изготовление колоколов пришло в упадок: заводы закрылись, мастеров и владельцев отправили в ссылку, а колокола снимали с соборов и переплавляли. После этих событий колокольное искусство в Новгороде было утрачено.