Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Дом графини Паниной»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пуговица

Неизвестный
Время создания
XIX век
Место создания
Россия
Размер
2,7x1,7 см
Техника
металл, эмаль, филигрань, зернь
2
Открыть в приложении
#5
Пуговица
#6
В коллекции музея представлены пуговицы XIX века. На Руси такой тип пуговиц был известен с IV века, но в более древние времена они использовались только как обереги. Это были полые металлические кругляши с камешком внутри, которые должны были звенеть, как бубенцы. Обычно их пришивали к одежде без петли и в качестве застежки не использовали.

До XVIII века пуговицы очень высоко ценились. Часто их специально перешивали с одной одежды на другую, передавали по наследству и дополняли ими приданое невесты. О хорошей девушке могли сказать: «Умная умница — что светлая пуговица». А о нехозяйственной девице: «Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано». О ценности пуговиц свидетельствуют и русские былины. Так, например, желая отметить богатый наряд, сказитель говорил: «Надевала шубку соболиную ценой три тысячи, а пуговки — в семь тысяч». Обычно пуговицы нашивались на верхнюю одежду. Также традиционно много их было на сарафане.

Пуговицы имели разные формы: шара, шишки или груши. Были чеканные или ажурные. Многие украшались резьбой, эмалью, стеклом или жемчугом. В России мода на богато украшенные пуговицы распространилась при Екатерине II. Встречались изделия из золота, серебра, жемчуга и хрусталя. Каждая пуговица имела свое название. Подчас они стоили дороже самого платья, потому что были изготовлены из драгоценных металлов и камней.

На Руси издревле повелось, что пуговицы демонстрировали социальный статус владельца. Количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека в обществе и его достатке. Кроме того, к каждому виду платья полагалось свое количество пуговиц: к боярскому кафтану пришивали от 3 до 19 пуговиц, к шубе — от 8 до 16.

Пуговицы делали из олова, меди или серебра — такие отливались в песке или металлических формах. Украшали изделия узором, выполненным чернью: так называется гравированный рисунок, заполненный черным матовым сплавом из серебра, меди и серы. Также встречались гравировки, вставки из цветной эмали, драгоценные камни и стекло. Стеклянные пуговицы делали, выдавливая размягченное при нагревании стекло в металлические формы. А перламутровые, деревянные, костяные — вытачивали на станке.
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Пуговица

Неизвестный
Время создания
XIX век
Место создания
Россия
Размер
2,7x1,7 см
Техника
металл, эмаль, филигрань, зернь
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%