В коллекции музея представлены пуговицы XIX века. На Руси такой тип пуговиц был известен с IV века, но в более древние времена они использовались только как обереги. Это были полые металлические кругляши с камешком внутри, которые должны были звенеть, как бубенцы. Обычно их пришивали к одежде без петли и в качестве застежки не использовали.
До XVIII века пуговицы очень высоко ценились. Часто их специально перешивали с одной одежды на другую, передавали по наследству и дополняли ими приданое невесты. О хорошей девушке могли сказать: «Умная умница — что светлая пуговица». А о нехозяйственной девице: «Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано». О ценности пуговиц свидетельствуют и русские былины. Так, например, желая отметить богатый наряд, сказитель говорил: «Надевала шубку соболиную ценой три тысячи, а пуговки — в семь тысяч». Обычно пуговицы нашивались на верхнюю одежду. Также традиционно много их было на сарафане.
Пуговицы имели разные формы: шара, шишки или груши. Были чеканные или ажурные. Многие украшались резьбой, эмалью, стеклом или жемчугом. В России мода на богато украшенные пуговицы распространилась при Екатерине II. Встречались изделия из золота, серебра, жемчуга и хрусталя. Каждая пуговица имела свое название. Подчас они стоили дороже самого платья, потому что были изготовлены из драгоценных металлов и камней.
На Руси издревле повелось, что пуговицы демонстрировали социальный статус владельца. Количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека в обществе и его достатке. Кроме того, к каждому виду платья полагалось свое количество пуговиц: к боярскому кафтану пришивали от 3 до 19 пуговиц, к шубе — от 8 до 16.
Пуговицы делали из олова, меди или серебра — такие отливались в песке или металлических формах. Украшали изделия узором, выполненным чернью: так называется гравированный рисунок, заполненный черным матовым сплавом из серебра, меди и серы. Также встречались гравировки, вставки из цветной эмали, драгоценные камни и стекло. Стеклянные пуговицы делали, выдавливая размягченное при нагревании стекло в металлические формы. А перламутровые, деревянные, костяные — вытачивали на станке.
До XVIII века пуговицы очень высоко ценились. Часто их специально перешивали с одной одежды на другую, передавали по наследству и дополняли ими приданое невесты. О хорошей девушке могли сказать: «Умная умница — что светлая пуговица». А о нехозяйственной девице: «Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано». О ценности пуговиц свидетельствуют и русские былины. Так, например, желая отметить богатый наряд, сказитель говорил: «Надевала шубку соболиную ценой три тысячи, а пуговки — в семь тысяч». Обычно пуговицы нашивались на верхнюю одежду. Также традиционно много их было на сарафане.
Пуговицы имели разные формы: шара, шишки или груши. Были чеканные или ажурные. Многие украшались резьбой, эмалью, стеклом или жемчугом. В России мода на богато украшенные пуговицы распространилась при Екатерине II. Встречались изделия из золота, серебра, жемчуга и хрусталя. Каждая пуговица имела свое название. Подчас они стоили дороже самого платья, потому что были изготовлены из драгоценных металлов и камней.
На Руси издревле повелось, что пуговицы демонстрировали социальный статус владельца. Количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека в обществе и его достатке. Кроме того, к каждому виду платья полагалось свое количество пуговиц: к боярскому кафтану пришивали от 3 до 19 пуговиц, к шубе — от 8 до 16.
Пуговицы делали из олова, меди или серебра — такие отливались в песке или металлических формах. Украшали изделия узором, выполненным чернью: так называется гравированный рисунок, заполненный черным матовым сплавом из серебра, меди и серы. Также встречались гравировки, вставки из цветной эмали, драгоценные камни и стекло. Стеклянные пуговицы делали, выдавливая размягченное при нагревании стекло в металлические формы. А перламутровые, деревянные, костяные — вытачивали на станке.