История создания колеса начинается еще несколько тысячелетий назад. Археологами установлено, что первое деревянное колесо появилось более 5000 лет назад. Считается, что их прообразом стали деревянные катки, которые использовались для перемещения тяжёлых блоков из камня при строительстве храмов и гробниц.
Дальнейшие усовершенствования привели к тому, что от бревна осталось на концах два валика, а между ними — тонкая ось. Позже валики стали делать отдельно, а затем они жестко крепились с осью. Так появилось колесо и первая повозка. Жесткое крепление колес с осью приводило к тому, что они вращались вместе с ней. Это приспособление было удобно при движении повозки по прямой дороге, на поворотах же, где они вращаются с разной скоростью, тяжело груженная повозка могла сломаться или перевернуться. Колеса вырезались из целого ствола дерева, отчего колеса и повозки были очень тяжелыми. Для передвижения в такие повозки стали запрягать животных. Чтобы уменьшить вес колеса, в нем начали делать вырезы, укрепляли поперечными скрепами для жесткости.
Затем наши предки придумали цельное деревянное колесо заменить на колесо со спицами. Такой вид усовершенствования получил широкое распространение по всему миру. Это дало возможность совершать перевозки на более далекие расстояния. Передвигаться на «колесах» стали многие несмотря на то, что это считалось привилегией богачей. 3200 лет назад люди еще раз улучшили колесо, они приспособили к нему железные протекторы. Идея заключить колеса в металлические обода и тем самым уберечь их от быстрого износа, принадлежит кельтам. В 1000 году до нашей эры они оснастили такими усовершенствованными колесами свои колесницы.
На этом развитие колеса остановилось практически на 3000 лет. Происходили лишь малозначительные события, например, появились стальные подшипники.
Использовались колеса для разных целей. В первую очередь, с их помощью человек перевозил тяжести (от гигантских каменных плит для строительства пирамид до средневековых пушек) и передвигался с места на место. А еще колеса использовали в разного рода инженерных механизмах — в подъемниках, например, или на мельницах.