10-струнный (2 струны мелодические, 4 бурдонные, 4 резонансные) 23-клавишный фрикционный инструмент. Корпус лютневидной формы из 9 чередующихся рибок клёна и красного дерева. Дека из ели или сосны с резонаторными отверстиями в форме «Е». Окантовка по краю деки из чередующихся кусочков черного дерева и слоновой кости, а также полосок из темного и светлого дерева, соединенных на косую фугу. Тангентная коробка и колковый ящик, заканчивающийся резной человеческой головой — из клёна. По краям деки, тангентной коробки и колкового ящика роспись красной и черной красками. Струнодержатель и крышка тангентной коробки фанерованы черным деревом с инкрустированными полосками из клёна, 13 тангент из черного дерева в нижнем ряду и 10 тангент из черного дерева и слоновой кости в верхнем. 4 колка: 2 из черного и 2 из темно-коричневого дерева. Имеется 1 навитая струна.
1 / 2
Колесная лира (вьель)
Время создания
Рубеж XIX–XX вв.
Место создания
Франция, Енса в Ганна (провинция Овернь, департамент Алье)
Размер
71,7х32х16,2 см
Техника
кость слоновая, фанеровка, дерево, инкрустация, роспись
Коллекция
13
Открыть в приложении#1
Колесная лира (вьель)
#2
#3
Первые сведения о лире колесной датируются X в. Тогда она была известна под названием «органиструм». Этот инструмент имел внушительные размеры и предназначался для игры усилиями двух музыкантов — один крутил колесо, другой отвечал за манипуляции с клавишами двуручной клавиатуры. В XIII в. на инструменте, называвшемся к тому времени «симфония», стало возможным играть одному музыканту. К XIV в. лира обрела статус инструмента, популярного среди низших слоев общества. И только однажды — в XVIII в. во Франции, где ее называли вьелью колесной, инструментом заинтересовалась аристократия. Вьель оформилась в конструктивно выверенный, тщательно изготавливаемый и богато декорируемый инструмент.
#4
Период моды на вьель был недолгим: после французской революции ей было уготовано прежнее место среди сонма народных инструментов бесписьменной культуры. В XIX–XX вв. одним из центров активного музицирования на лире оставалась Восточная и Центральная Европа, в частности, Украина. Здесь лира была распространена преимущественно среди бродячих слепых музыкантов.
Лира колесная. Швеция (?), Германия (?) XVI–XVII в.
#8
Под ее аккомпанемент они исполняли духовные стихи, думы, песни; под лирную музыку игрались свадьбы. В середине XIX в. на Украине работали школы, где обучали игре на лире. Среди профессиональных лирников существовала цеховая организация. К началу XX в. инструмент стал очень популярным.
#9
Казалось, что он займет главенствующее положение в украинской музыке. Но этого не случилось, потому что исчезла социальная среда, в которой лира функционировала. Не помогли и попытки создания новых моделей инструмента, предпринимавшиеся в середине XX в.
#6
#10
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Колесная лира (вьель)
Время создания
Рубеж XIX–XX вв.
Место создания
Франция, Енса в Ганна (провинция Овернь, департамент Алье)
Размер
71,7х32х16,2 см
Техника
кость слоновая, фанеровка, дерево, инкрустация, роспись
Коллекция
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться