Кочедык — это инструмент для плетения сетей, сумок, лаптей, коробов и других предметов из лыка и бересты. Кочедык делали из ребер и расколотых трубчатых костей крупных животных. Его острый конец служил для работы, а на другом конце просверливали отверстие для крепления инструмента, который было легко потерять. Длина кочедыков была от 14 до 23 см, однако встречаются и более длинные — свыше 30 см. Кочедыки были известны предкам удмуртов с раннего Средневековья и применялись в быту до середины XX века. Сегодня кочедыки делают из дерева и металла.
Все изделия из кости и рога животных обычно орнаментировали. Узор на поверхность наносили в виде заштрихованных треугольников, ромбов, пересекающихся линий и точечных наколов. Нередко встречаются тамги или пусы — это аналоги подписи, знаки рода и собственности, которые определяли принадлежность вещи своему хозяину. В технике объемной резьбы мастера вырезали на костяных предметах фигурки человека и животных: коня, лося, хищную птицу, медведя, куницу. Поделки из кости в средневековых городищах умели делать не только косторезы, но и многие члены семьи.
Костяной кочедык из коллекции Глазовского краеведческого музея был найден в 1976 году во время археологической экспедиции на средневековом городище Иднакар. Оно расположено на горе Солдырь, где, по удмуртскому преданию, жили Дондинские богатыри — отец Донды и его сыновья Идна, Гурья, Весья и Зуй. Богатыри разошлись по Чепецкому краю и основали свои поселения, а Идна остался на горе, чтобы княжить над удмуртами защищать их от Белого царя (Ивана Грозного) и русских людей.
Городище Иднакар было окружено тремя защитными поясами, включая ров и вал. Его жители сами обеспечивали себя всем необходимым, у них было развито животноводство, охота, земледелие и ремесла: кузнечное, керамическое, металлургическое и косторезное. Иднакар был крупным торговым и оборонительным центром и простоял до XIII века, пока не был захвачен и сожжен. Сегодня на его месте — археологический памятник федерального значения.
Все изделия из кости и рога животных обычно орнаментировали. Узор на поверхность наносили в виде заштрихованных треугольников, ромбов, пересекающихся линий и точечных наколов. Нередко встречаются тамги или пусы — это аналоги подписи, знаки рода и собственности, которые определяли принадлежность вещи своему хозяину. В технике объемной резьбы мастера вырезали на костяных предметах фигурки человека и животных: коня, лося, хищную птицу, медведя, куницу. Поделки из кости в средневековых городищах умели делать не только косторезы, но и многие члены семьи.
Костяной кочедык из коллекции Глазовского краеведческого музея был найден в 1976 году во время археологической экспедиции на средневековом городище Иднакар. Оно расположено на горе Солдырь, где, по удмуртскому преданию, жили Дондинские богатыри — отец Донды и его сыновья Идна, Гурья, Весья и Зуй. Богатыри разошлись по Чепецкому краю и основали свои поселения, а Идна остался на горе, чтобы княжить над удмуртами защищать их от Белого царя (Ивана Грозного) и русских людей.
Городище Иднакар было окружено тремя защитными поясами, включая ров и вал. Его жители сами обеспечивали себя всем необходимым, у них было развито животноводство, охота, земледелие и ремесла: кузнечное, керамическое, металлургическое и косторезное. Иднакар был крупным торговым и оборонительным центром и простоял до XIII века, пока не был захвачен и сожжен. Сегодня на его месте — археологический памятник федерального значения.