2-струнный смычковый инструмент. Долблёный корпус, шейка и колковый ящик — из плотного светло-коричневого дерева (фруктового?). Нижняя часть корпуса затянута кожаной мембраной, крепление которой по краям усилено железными гвоздями; 3 круглых отверстия в мембране. Лицевая сторона колкового ящика, шейки и вся средняя часть шейки обиты листовой латунью с чеканкой; 3 подвесных «бряцающих» лепестка на колковом ящике.
Кобыз
Время создания
XVIII в.
Место создания
Казахстан
Размер
66х18,2х16,3 см
Техника
дерево, кожа, волос конский, рог, металл, чеканка
Коллекция
17
Открыть в приложении#7
Неизвестный мастер
Кобыз
#10
#8
Струны из некручёного конского волоса опираются на высокую роговую подставку, устанавленную в верхней части мембраны. Смычок небольшой, слегка выгнутый; крепление волоса свободное. При игре кобыз опирают на пол или колено, смычок держат вывернутой ладонью.
#11
Казахи еще в древности научились изготавливать кобыз из цельного куска дерева. Они выдалбливали в куске клена, сосны или березы полый полушар, который с одной стороны продолжала изогнутая шейка с плоской головкой. С другой сооружалась вставка, служившая подставкой во время игры.
Верхней деки инструмент не имел. Чтобы играть на нем, применялся смычок. Его форма напоминает лук, функцию тетивы в котором выполняют конские волосы. Кобыз имеет только две струны. Их свивают из 60-100 волос, привязывают к головке при помощи крепкой нити из верблюжьей шерсти. Инструмент со струнами из конского волоса называется кыл-кобыз, а если используется крепкая нить из верблюжьей шерсти — нар-кобыз. Общая длина от головки до окончания подставки не более 75 сантиметров.
Верхней деки инструмент не имел. Чтобы играть на нем, применялся смычок. Его форма напоминает лук, функцию тетивы в котором выполняют конские волосы. Кобыз имеет только две струны. Их свивают из 60-100 волос, привязывают к головке при помощи крепкой нити из верблюжьей шерсти. Инструмент со струнами из конского волоса называется кыл-кобыз, а если используется крепкая нить из верблюжьей шерсти — нар-кобыз. Общая длина от головки до окончания подставки не более 75 сантиметров.
#12
По легенде в древние времена жил юноша Коркут. Ему было суждено умереть в юном возрасте — так напророчил старец, явившийся во сне. Не желая поддаваться печальной участи, Коркут снарядил верблюдицу и отправился в странствие, надеясь найти бессмертие. В путешествии он встречал людей, которые рыли для него могилы. Юноша понял — смерть неминуема. Тогда он в печали принес в жертву верблюдицу, создал из ствола старого дерева кобыз, а кожей животного обтянул его корпус. Он играл на инструменте, и все живые существа прибегали послушать красивую музыку. Пока она звучала, Смерть была бессильна. Но однажды Коркут заснул, и его ужалила змея, в которую перевоплотилась Смерть. Покинув мир живых, юноша стал носителем бессмертия и вечной жизни, покровителем всех шаманов, владыкой Нижних вод.
Шаманы считали кобыз посредником между миром людей и богами. Они привязывали к головке инструмента металлические, каменные подвески, перья совы, внутрь корпуса устанавливали зеркало. Проводя свои загадочные ритуалы в полутемной юрте, они выкрикивали заклинания, заставляя простых людей подчиняться «высшей» воле.
Шаманы считали кобыз посредником между миром людей и богами. Они привязывали к головке инструмента металлические, каменные подвески, перья совы, внутрь корпуса устанавливали зеркало. Проводя свои загадочные ритуалы в полутемной юрте, они выкрикивали заклинания, заставляя простых людей подчиняться «высшей» воле.
#3
#9
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Кобыз
Время создания
XVIII в.
Место создания
Казахстан
Размер
66х18,2х16,3 см
Техника
дерево, кожа, волос конский, рог, металл, чеканка
Коллекция
17
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться