Сергей Михайлович Волконский (1860–1937) — одна из ярких фигур творческой и культурной жизни рубежа XIX–XX веков. Происходил из княжеского рода, берущего свое начало еще в XIII веке.
Его отец — Михаил Сергеевич Волконский, мать — Елизавета Григорьевна Волконская, оба происходили из именитых семей, но самым известным предком Сергея Михайловича стал его дед Сергей Григорьевич Волконский, который являлся активным сторонником декабристов.
Сергей Михайлович окончил IV Ларинскую гимназию в Санкт-Петербурге, затем продолжил свое образование на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Государственная карьера не влекла Сергея Михайловича, еще во время обучения в гимназии он увлекся театральным искусством, тогда же произошло его знакомство с Эрнесто Росси. С каждым годом театральное ремесло все больше увлекало юного князя, он уже не просто посещал выступления, но и начал организовывать любительские постановки для своей семьи и друзей, вместе с тем усердно старался постигнуть на профессиональном уровне искусство актерской игры. Вскоре спектакли с участием Сергея Михайловича выходят за рамки семейного круга, он начал выступать на публике, читал лекции на тему искусства для широкого круга зрителей.
Вскоре князя командировали в Чикаго для чтения лекций в рамках Всемирной выставки, и в своих выступлениях Сергей Михайлович затрагивал самые разные вопросы — от философских до религиозных.
Важной вехой на творческом пути Сергея Михайловича стало его назначение на должность директора Императорских театров в 1899 году. Он с энтузиазмом погрузился в работу, под его руководством на сцене Александрийского театра ставились многочисленные пьесы: от «Снегурочки» Александра Николаевича Островского до «Эрнани» Гюго; появились постановки таких опер, как «Богема» Джакомо Пуччини, «Сарацин» Цезаря Антоновича Кюи и «Садко», возобновились балеты. Новый директор привлекал к сотрудничеству талантливые кадры — художников «Мира искусств», балетмейстера Александра Алексеевича Горского, Сергея Дягилева, который занимался выпуском «Ежегодника Императорских театров».
Сергей Михайлович отличался передовыми взглядами в сфере театра и искусства, ему претила старая школа, и он старался привнести это в свой творческий коллектив. Его влияние выражалось в повышении качества и развитии техники актерской игры, при нем значительно расширился репертуар Александрийского театра. Однако новаторский подход князя нравился не всем, начались конфликты, и в 1901 году он ушел в отставку.
Сергей Михайлович продолжил активную деятельность после ухода из театра, он читал лекции на тему театральной деятельности, организовал выставку, посвященную декабристам, в память о своем деде, занимался преподавательской деятельностью. Князь много путешествовал по Европе и в одну из своих поездок, в Лондоне, познакомился со своей будущей женой Мэри Ферн Фрэнч.
В 1937 году Сергей Михайлович скончался в Америке.