Кисы — это традиционная зимняя меховая обувь лесных ненцев, хорошо приспособленная к суровым климатическим условиям Севера, хозяйственной деятельности и образу жизни жителей тундры. Они сохраняют тепло, даже если температура опускается ниже 40 градусов. Состоят кисы из сшитого мехом внутрь чулка и внешней части, сделанной из камуса (меха, снятого с ног оленя) мехом наружу. По покрою женские кисы отличаются от мужских: передняя полоса камуса здесь более узкая и заканчивается узким мыском, не доходя до носка. В отличие от мужских кисов, женские несколько короче, они не подвязываются под коленом, только ремнями к поясу.
Кисы ненецкие мастерицы шьют вручную и обязательно декорируют их — темным и светлым мехом, кантиками из цветного сукна, традиционными орнаментами. Меховой узор на женской обуви располагается значительно ниже, чем на мужской, чтобы его было видно, так как одежда ненок длиннее. Помимо узора на переднем мыске, орнамент из меховых полос двухцветного камуса и суконных прошивок делают по бокам и сзади. Сложные узорные мотивы — не просто способ сделать обувь нарядной, они имеют важное символическое значение. Это своеобразная система знаков, посредством которой лесные ненцы общаются между собой.
Согласно легенде из книги собирательницы ненецкого фольклора Полины Турутиной «Дом ветров», декоративная отделка женской обуви — это свод правил, которых должна придерживаться женщина на протяжении всей своей жизни. «Орнамент на твоих кисах — не просто рисунок. Треугольник кисов — это твой чум. Поперечные полоски — запреты, или кивы. Еще один треугольник — дымок над чумом. А верхний ободок — это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна. Вокруг твоего чума живут и другие. А это дорога к твоему чуму. По ней ты когда-нибудь приведешь своему будущему сыну жену. По этой же дорожке отправишь в другую семью свою дочь», — рассказывает автор.
В экспозиции музея освоения Севера представлены кисы, переданные лесной ненкой, жительницей города Губкинского Галиной Сергеевой.
Кисы ненецкие мастерицы шьют вручную и обязательно декорируют их — темным и светлым мехом, кантиками из цветного сукна, традиционными орнаментами. Меховой узор на женской обуви располагается значительно ниже, чем на мужской, чтобы его было видно, так как одежда ненок длиннее. Помимо узора на переднем мыске, орнамент из меховых полос двухцветного камуса и суконных прошивок делают по бокам и сзади. Сложные узорные мотивы — не просто способ сделать обувь нарядной, они имеют важное символическое значение. Это своеобразная система знаков, посредством которой лесные ненцы общаются между собой.
Согласно легенде из книги собирательницы ненецкого фольклора Полины Турутиной «Дом ветров», декоративная отделка женской обуви — это свод правил, которых должна придерживаться женщина на протяжении всей своей жизни. «Орнамент на твоих кисах — не просто рисунок. Треугольник кисов — это твой чум. Поперечные полоски — запреты, или кивы. Еще один треугольник — дымок над чумом. А верхний ободок — это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна. Вокруг твоего чума живут и другие. А это дорога к твоему чуму. По ней ты когда-нибудь приведешь своему будущему сыну жену. По этой же дорожке отправишь в другую семью свою дочь», — рассказывает автор.
В экспозиции музея освоения Севера представлены кисы, переданные лесной ненкой, жительницей города Губкинского Галиной Сергеевой.