Кисы — это повседневная обувь народов Севера, но в последние годы эту меховую обувь всё чаще можно встретить в самых разных уголках России. Представленные в экспозиции кисы — традиционная селькупская зимняя обувь, сшитая из шкуры, взятой с голенища оленей. Ее называют камусом. Именно в этой части шерсть животного обладает необходимыми свойствами: ворсинки на ней очень жесткие, они не пропитываются влагой, отталкивая ее со своей поверхности. При этом считается, что в отличие от конского или лосиного камуса олений не скрипит.
Музейные кисы сделаны вручную — мастерица собрала длинное голенище из восьми полосок камуса и соединила их между собой обычными хлопчатобумажными нитками, украсила вставками из меха и красного и зеленого сукна. Подошва также состоит из камуса: основной фрагмент в виде эллипса, который соприкасается с землей, и прикрепленная к нему верхняя полоска — надставка. Она идет от носка до пятки и снова возвращается к носку, полностью оборачивая подошву. Полученные голенище и подошву мастерица соединила прочной и гибкой союзкой. Шов дополнительно укрепила суконными вставками.
Подготовка камуса — процесс трудоемкий. Сырье сначала вымораживают, чтобы избавить от лишней влаги и немного растянуть, затем отмачивают и, стараясь не прорвать кожу, скребками зачищают мездру — слой подкожной клечатки. Полученные шкурки тщательно выделывают и разминают, чтобы они стали мягкими, эластичными и гибкими, дольше сохраняли тепло. Чем лучше выделан камус, тем дольше прослужат сделанные из него кисы, тем теплее будет ногам даже в самое холодное время, когда температура опускается ниже 50-60 градусов.
У представителей разных народов Севера есть свои особенные техники. Ханты, главные изготовители кисов, для дополнительного тепла подкладывают на подошву прослойку из высушенной озерной осоки, которую называют «обувальной травой». Еще они надевают на ногу специальный шерстяной вкладыш — чиж, а подошву делают из шкурки, которая находится между большим и малым копытами оленя: она напоминает щетку и не скользит по снегу. Ханты традиционно прошивают кисы оленьими жилами вместо ниток, а мех окуривают дымом, чтобы не завелась моль. Мастерица может шить вручную одну пару целый год — время работы зависит от сложности орнамента и выделки.
Кисы из коллекции Тобольского губернского музея поступили в фонды в 1989 году во время историко-этнографической экспедиции в поселок Ратта Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Экспедицию Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника возглавлял историк, этнограф Игорь Белич.
Музейные кисы сделаны вручную — мастерица собрала длинное голенище из восьми полосок камуса и соединила их между собой обычными хлопчатобумажными нитками, украсила вставками из меха и красного и зеленого сукна. Подошва также состоит из камуса: основной фрагмент в виде эллипса, который соприкасается с землей, и прикрепленная к нему верхняя полоска — надставка. Она идет от носка до пятки и снова возвращается к носку, полностью оборачивая подошву. Полученные голенище и подошву мастерица соединила прочной и гибкой союзкой. Шов дополнительно укрепила суконными вставками.
Подготовка камуса — процесс трудоемкий. Сырье сначала вымораживают, чтобы избавить от лишней влаги и немного растянуть, затем отмачивают и, стараясь не прорвать кожу, скребками зачищают мездру — слой подкожной клечатки. Полученные шкурки тщательно выделывают и разминают, чтобы они стали мягкими, эластичными и гибкими, дольше сохраняли тепло. Чем лучше выделан камус, тем дольше прослужат сделанные из него кисы, тем теплее будет ногам даже в самое холодное время, когда температура опускается ниже 50-60 градусов.
У представителей разных народов Севера есть свои особенные техники. Ханты, главные изготовители кисов, для дополнительного тепла подкладывают на подошву прослойку из высушенной озерной осоки, которую называют «обувальной травой». Еще они надевают на ногу специальный шерстяной вкладыш — чиж, а подошву делают из шкурки, которая находится между большим и малым копытами оленя: она напоминает щетку и не скользит по снегу. Ханты традиционно прошивают кисы оленьими жилами вместо ниток, а мех окуривают дымом, чтобы не завелась моль. Мастерица может шить вручную одну пару целый год — время работы зависит от сложности орнамента и выделки.
Кисы из коллекции Тобольского губернского музея поступили в фонды в 1989 году во время историко-этнографической экспедиции в поселок Ратта Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Экспедицию Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника возглавлял историк, этнограф Игорь Белич.