Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культурное наследие Новгородских монастырей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Кирпич из кладки ц. Успения на Волотовом поле

Время создания
1352
Место создания
Русь
Размер
14x29x8 см
Техника
глина, обжиг
2
Открыть в приложении
#2
Окрестности села Волотова были в XIV веке значимым местом: отсюда вели дороги на Москву, к Варлаамо-Хутынскому монастырю и к княжескому подворью на Городище.

В 1352 году стараниями архиепископа Новгородского Моисея здесь, на берегу правого рукава Волхова — Малого Волховца, — был воздвигнут одноглавый каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Уникальные фрески, которые украшают церковные стены, были созданы в 1363 году, при архиепископе Новгородском Алексии. Историки считают автором фресок одного из учеников Феофана Грека.

Церковь пережила разорение шведскими войсками в 1611–1617 годах, грозу 1825 года и была полностью разрушена в Великую Отечественную войну; фрески обрушились и рассыпались.

В середине XX века руины были законсервированы, а в начале 2000-х годов началось восстановление памятника.

В 2020 году в ходе реставрационных работ удалось сделать необычную находку — кирпич с процарапанным изображением парусного судна и тремя человеческими фигурами на нем. Кирпич находился в стене из исторически сохранного материала. Изображение достаточно детально. Нос корабля представляет собой зооморфную голову; один из корабельщиков, стоящий на носу, поднял вверх меч; второй, в центре, — в коническом шлеме и с веслами в руках; третий, на корме судна, держит рулевое весло и, вероятно, исполняет обязанности кормчего.

По замечанию историка-медиевиста Альбины Александровны Медынцевой, такие рисунки не были свойственны другим отпечаткам, которые обнаруживали на древнерусских кирпичах.

Между тем, изображение кораблей было широко распространено в Средиземноморском регионе, от Атлантического побережья Франции до Святой Софии в Константинополе.

Рисунок сопровождает трехбуквенная подпись HCU. Историки расшифровали ее как Hcuavvriq — имя собственное греческого происхождения, его сокращенный или искаженный вариант.

Эта надпись и сопоставление находки с другими археологическими памятниками позволили выдвинуть ряд предположений. Возможно, рисунок отражает конкретное историческое событие, иллюстрирует поход новгородских ушкуйников (речных пиратов) или как-либо связан с народной памятью о скандинавах.

Историк, диакон, археолог и публицист Александр Евгеньевич Мусин считает, что автором рисунка мог быть носитель греческой культуры из балкано-византийского региона.
#3
Кирпич из кладки ц. Успения на Волотовом поле
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Кирпич из кладки ц. Успения на Волотовом поле

Время создания
1352
Место создания
Русь
Размер
14x29x8 см
Техника
глина, обжиг
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%