Окрестности села Волотова были в XIV веке значимым местом: отсюда вели дороги на Москву, к Варлаамо-Хутынскому монастырю и к княжескому подворью на Городище.
В 1352 году стараниями архиепископа Новгородского Моисея здесь, на берегу правого рукава Волхова — Малого Волховца, — был воздвигнут одноглавый каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Уникальные фрески, которые украшают церковные стены, были созданы в 1363 году, при архиепископе Новгородском Алексии. Историки считают автором фресок одного из учеников Феофана Грека.
Церковь пережила разорение шведскими войсками в 1611–1617 годах, грозу 1825 года и была полностью разрушена в Великую Отечественную войну; фрески обрушились и рассыпались.
В середине XX века руины были законсервированы, а в начале 2000-х годов началось восстановление памятника.
В 2020 году в ходе реставрационных работ удалось сделать необычную находку — кирпич с процарапанным изображением парусного судна и тремя человеческими фигурами на нем. Кирпич находился в стене из исторически сохранного материала. Изображение достаточно детально. Нос корабля представляет собой зооморфную голову; один из корабельщиков, стоящий на носу, поднял вверх меч; второй, в центре, — в коническом шлеме и с веслами в руках; третий, на корме судна, держит рулевое весло и, вероятно, исполняет обязанности кормчего.
По замечанию историка-медиевиста Альбины Александровны Медынцевой, такие рисунки не были свойственны другим отпечаткам, которые обнаруживали на древнерусских кирпичах.
Между тем, изображение кораблей было широко распространено в Средиземноморском регионе, от Атлантического побережья Франции до Святой Софии в Константинополе.
Рисунок сопровождает трехбуквенная подпись HCU. Историки расшифровали ее как Hcuavvriq — имя собственное греческого происхождения, его сокращенный или искаженный вариант.
Эта надпись и сопоставление находки с другими археологическими памятниками позволили выдвинуть ряд предположений. Возможно, рисунок отражает конкретное историческое событие, иллюстрирует поход новгородских ушкуйников (речных пиратов) или как-либо связан с народной памятью о скандинавах.
Историк, диакон, археолог и публицист Александр Евгеньевич Мусин считает, что автором рисунка мог быть носитель греческой культуры из балкано-византийского региона.
В 1352 году стараниями архиепископа Новгородского Моисея здесь, на берегу правого рукава Волхова — Малого Волховца, — был воздвигнут одноглавый каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Уникальные фрески, которые украшают церковные стены, были созданы в 1363 году, при архиепископе Новгородском Алексии. Историки считают автором фресок одного из учеников Феофана Грека.
Церковь пережила разорение шведскими войсками в 1611–1617 годах, грозу 1825 года и была полностью разрушена в Великую Отечественную войну; фрески обрушились и рассыпались.
В середине XX века руины были законсервированы, а в начале 2000-х годов началось восстановление памятника.
В 2020 году в ходе реставрационных работ удалось сделать необычную находку — кирпич с процарапанным изображением парусного судна и тремя человеческими фигурами на нем. Кирпич находился в стене из исторически сохранного материала. Изображение достаточно детально. Нос корабля представляет собой зооморфную голову; один из корабельщиков, стоящий на носу, поднял вверх меч; второй, в центре, — в коническом шлеме и с веслами в руках; третий, на корме судна, держит рулевое весло и, вероятно, исполняет обязанности кормчего.
По замечанию историка-медиевиста Альбины Александровны Медынцевой, такие рисунки не были свойственны другим отпечаткам, которые обнаруживали на древнерусских кирпичах.
Между тем, изображение кораблей было широко распространено в Средиземноморском регионе, от Атлантического побережья Франции до Святой Софии в Константинополе.
Рисунок сопровождает трехбуквенная подпись HCU. Историки расшифровали ее как Hcuavvriq — имя собственное греческого происхождения, его сокращенный или искаженный вариант.
Эта надпись и сопоставление находки с другими археологическими памятниками позволили выдвинуть ряд предположений. Возможно, рисунок отражает конкретное историческое событие, иллюстрирует поход новгородских ушкуйников (речных пиратов) или как-либо связан с народной памятью о скандинавах.
Историк, диакон, археолог и публицист Александр Евгеньевич Мусин считает, что автором рисунка мог быть носитель греческой культуры из балкано-византийского региона.