Слово «кирпич» заимствовано из тюркских языков. Кирпичи издревле изготавливали из глины, а затем обжигали в печи. Такой строительный материал использовали зодчие Египта во II тысячелетии до нашей эры, а также в Месопотамии и Древнем Риме, где возводили сложные конструкции: арки и своды. Форма кирпичей в Древнем Риме была разной: изготовители обжигали и прямоугольные блоки, и цилиндрические. Иногда прямоугольные кирпичи разрезали на шесть или восемь треугольников и возводили из таких блоков фигурную кладку.
Строить здания из обожженных кирпичей на Руси начали с XV века. До кирпича использовали плинфу — тонкую прямоугольную глиняную пластину. Толщина плинфы равнялась 2-2,5 сантиметра. Изготавливали ее в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась две недели, а затем ее отправляли в печь для обжига. Изготовители на каждой плинфе оставляли свое клеймо. Можно было встретить и более дешевый материал — кирпич-сырец. В глиняную массу добавляли резаную солому, блоки сушили, но не обжигали.
Кирпичи прямоугольной формы, которая близка современной, появились в XVI веке в Англии. Вскоре эту форму переняли и производители в России.
В Погаре кирпичи называли на украинский манер — цегла. Изготавливали их в специальных мастерских — цегельнях. На каждый кирпич мастер ставил собственное клеймо. Конкуренция между мастерами была очень высокой, самыми популярными стали кирпичи из погарских цегелен Григория Кеды и его брата Василия. Григорий Кеда ставил на кирпичах клеймо «ГК», а его брат — «ВК».
Из кирпича выкладывали печи, строили дома, торговые лавки и храмы. Первым каменным храмом в Погаре, который в XVIII веке получил статус уездного города, в 1787 году стала новая каменная Троицкая церковь. Ее выполнили в стиле раннего классицизма с элементами украинского барокко: монументальное строение с шестигранным основанием купола покрывали пилястры (прямоугольные выступы) и особым образом выложенный орнамент. По преданию, во время строительства храмов погарские казаки и мещане становились в живой коридор и передавали кирпичи из рук в руки от цегелен до площадки, где шло строительство.
Строить здания из обожженных кирпичей на Руси начали с XV века. До кирпича использовали плинфу — тонкую прямоугольную глиняную пластину. Толщина плинфы равнялась 2-2,5 сантиметра. Изготавливали ее в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась две недели, а затем ее отправляли в печь для обжига. Изготовители на каждой плинфе оставляли свое клеймо. Можно было встретить и более дешевый материал — кирпич-сырец. В глиняную массу добавляли резаную солому, блоки сушили, но не обжигали.
Кирпичи прямоугольной формы, которая близка современной, появились в XVI веке в Англии. Вскоре эту форму переняли и производители в России.
В Погаре кирпичи называли на украинский манер — цегла. Изготавливали их в специальных мастерских — цегельнях. На каждый кирпич мастер ставил собственное клеймо. Конкуренция между мастерами была очень высокой, самыми популярными стали кирпичи из погарских цегелен Григория Кеды и его брата Василия. Григорий Кеда ставил на кирпичах клеймо «ГК», а его брат — «ВК».
Из кирпича выкладывали печи, строили дома, торговые лавки и храмы. Первым каменным храмом в Погаре, который в XVIII веке получил статус уездного города, в 1787 году стала новая каменная Троицкая церковь. Ее выполнили в стиле раннего классицизма с элементами украинского барокко: монументальное строение с шестигранным основанием купола покрывали пилястры (прямоугольные выступы) и особым образом выложенный орнамент. По преданию, во время строительства храмов погарские казаки и мещане становились в живой коридор и передавали кирпичи из рук в руки от цегелен до площадки, где шло строительство.