В экспозиции историко-краеведческого музея города Полярного представлен орнаментированный кинжал, найденный в Кольском Оленеостровском могильнике.
Как правило, для изготовления кинжалов в каменном веке использовались крупные кости копытных животных, так как кости морских животных пористые и не годятся для выделки из них орудий труда. Представленный в экспозиции кинжал изготовлен из кости ноги оленя. Трубчатая оленья кость распиливалась вдоль, и затем заготовку обрезали, затачивали и зашлифовывали.
Кинжал слегка выпуклый с одной и уплощенный с другой стороны, имеет обоюдоострые края и может использоваться как колющее, режущее и рубящее оружие. В период раннего металла орудия труда и охоты часто украшались орнаментом. Орнаментальные композиции достаточно сложны и разнообразны. Представленный кинжал орнаментирован в верхней части так называемым струящимся орнаментом. Такой орнамент строго подчинен законам симметрии и имеет очень нарядный вид.
Согласно последним исследованиям археологов-трасологов кинжал был создан при помощи металлических орудий и в быту не применялся. Вероятно, он изготавливался специально для погребения. Это свидетельствует о существовании специальных ритуалов, связанных с захоронением умерших. Появление такого крупного, очевидно родового некрополя, как Кольский Оленеостровский могильник, является признаком развития культа предков. В представлении людей каменного века мертвые не прекращали своих отношений с живыми, были сопричастны им. Они могли быть настроены к живым благожелательно, оказывать им невидимую помощь, но также и причинять вред, насылать всевозможные беды. Естественно, люди были озабочены тем, чтобы избежать гнева покойников и заручиться их благорасположением. Отсюда, так же, как из чувства солидарности, из родственных симпатий, вытекают многообразные формы заботы о мертвых: приношения умершим, празднества в их честь.
Тело покойника подготавливалось к будущей жизни. Для умершего устраивалось загробное жилище — могила. Желание облегчить жизнь умершего сородича в «стране мертвых» заставляло живых снабжать покойника всем необходимым для жизни в потустороннем мире. Количество вещей у захороненных неодинаково. Очевидно, что чем более важную роль в жизни древнего человеческого коллектива играл человек, тем больше была и забота о его благополучии в «стране мертвых».