У адыгов было развито бурочное производство. Согласно исследованиям доктора исторических наук Галима Хизировича Мамбетова, первоначально бурку носили чабаны (пасущие только овец) и пастухи, а позже ею стали пользоваться и наездники. Бурка была без ворса и имела прямые неширокие плечи. Этот предмет одежды шили одинаково для пастухов и всадников, но потом для всадников его стали делать более изящным: тоньше, длиннее, с ворсом, широкими плечами и полами. Претерпела некоторые изменения и бурка для чабанов и пастухов. Ее стали шить с рукавами, хлястиками и пуговицами. Она была короче обычной бурки.
Изготовлением бурок занимались исключительно женщины: они с малых лет учились этому мастерству. Производство состояло из нескольких трудоемких процессов. Оно начиналось с тщательной обработки шерсти для укладки. Шерсть сортировали, отделяя длинную шерсть (косицы) от мелкой (подшерстка). В этой работе принимали участие и девочки-подростки. Вслед за этим шерсть сушили, расчесывали на гребне и взбивали лучком — специальным приспособлением для разрыхления овечьей шерсти.
Затем приступали к самой сложной и ответственной работе в бурочном производстве — к укладке. Она требовала большого искусства и навыка, и не всякая женщина могла ее выполнить. Обычно на помощь приглашалась опытная мастерица по укладке шерсти, которая и руководила всей работой по изготовлению бурки. Обработанную мягкую шерсть-подшерсток раскладывали на прикрепленных друг к другу циновках или плетне, а сверху клали длинную шерсть.
Потом всю ее обрызгивали теплой водой, сворачивали вместе с циновками в трубку, и все женщины укатывали ее туда-обратно. В некоторых местах Адыгеи уложенную шерсть обрызгивали теплой соленой водой. При укатывании шерсти женщины пели особую песню, производя в такт ритмичные движения.
Адыги производили бурки не только для себя, но и для продажи. По данным Карла Пейсонеля, еще в XVIII веке адыги продавали 200 тысяч бурок в год. Их вывозили в Россию, Польшу, Крым, Молдавию, Валахию и Турцию. В XIX веке адыгские бурки тоже пользовались большим спросом на внешнем рынке. Их приобретали представители других кавказских народов, кубанские и терские казаки.
В конце XIX — начале XX века бурочное производство пришло в упадок, так как привозные фабричные товары стали вытеснять местные ремесленные изделия.
Изготовлением бурок занимались исключительно женщины: они с малых лет учились этому мастерству. Производство состояло из нескольких трудоемких процессов. Оно начиналось с тщательной обработки шерсти для укладки. Шерсть сортировали, отделяя длинную шерсть (косицы) от мелкой (подшерстка). В этой работе принимали участие и девочки-подростки. Вслед за этим шерсть сушили, расчесывали на гребне и взбивали лучком — специальным приспособлением для разрыхления овечьей шерсти.
Затем приступали к самой сложной и ответственной работе в бурочном производстве — к укладке. Она требовала большого искусства и навыка, и не всякая женщина могла ее выполнить. Обычно на помощь приглашалась опытная мастерица по укладке шерсти, которая и руководила всей работой по изготовлению бурки. Обработанную мягкую шерсть-подшерсток раскладывали на прикрепленных друг к другу циновках или плетне, а сверху клали длинную шерсть.
Потом всю ее обрызгивали теплой водой, сворачивали вместе с циновками в трубку, и все женщины укатывали ее туда-обратно. В некоторых местах Адыгеи уложенную шерсть обрызгивали теплой соленой водой. При укатывании шерсти женщины пели особую песню, производя в такт ритмичные движения.
Адыги производили бурки не только для себя, но и для продажи. По данным Карла Пейсонеля, еще в XVIII веке адыги продавали 200 тысяч бурок в год. Их вывозили в Россию, Польшу, Крым, Молдавию, Валахию и Турцию. В XIX веке адыгские бурки тоже пользовались большим спросом на внешнем рынке. Их приобретали представители других кавказских народов, кубанские и терские казаки.
В конце XIX — начале XX века бурочное производство пришло в упадок, так как привозные фабричные товары стали вытеснять местные ремесленные изделия.