Модель каяка выполнена по заказу Архангельского публичного музея. Точная дата ее создания неизвестна, но памятник относится к периоду между 1897 годом, когда был образован музей, и 1905, когда каяк был опубликован в музейном каталоге.
Это небольшое крытое плоскодонное судно. Девять набивных бортов (набоев) сшиты вгладь с помощью заклепок. По центру палубы расположена мачта-однодревка с прямым парусом. Форштевень, деревянная балка на носу корабля, высоко поднят и загнут. Корма лодки — транцевая, руль — навесной, с румпельным управлением. Грузовой люк открывается с правого борта, грузовая дверь — с левого. На крыше грузового отсека выполнен якорный ворот с канатом, есть металлический якорь и якорное бревно-поплавок с деревянными штырями. На носу лежит бухта каната. Есть жилой отсек с двумя окнами в кормовой части.
Каяк (в некоторых документах писался как «каюк») фактически стал первым многофункциональным транспортным средством Поморья. Помимо перевозки по рекам, где при движении против течения каяк тянули бурлаки-ярыжники, эти небольшие одномачтовые лодки использовались для догрузки (разгрузки) морских судов при прохождении через отмель в устье Северной Двины. Они применялись также в качестве складов-накопителей в ожидании судов с моря или в межнавигационный период. Каяки, как и транспортные суда, могли загружаться и выгружаться без использования причалов и пристаней. Погрузка проходила через палубные люки прямо с морских судов, а также через бортовые люки и двери — с плотов, лодок и других речных средств.
Река Северная Двина была основной транспортной артерией, связывающей Архангельский морской порт с центром России. Архангельск, основанный по указу Ивана Грозного в 1584 году, вплоть до начала XVIII века был единственным морским портом, куда из Западной Европы прибывали суда с товарами. Сотни кораблей из Голландии, Англии, Франции и других государств в период навигации привозили оружие, предметы роскоши, вино, серебро, а вывозили лен, пеньку, ворвань (сало морских животных), слюду высокого качества, которую в Западной Европе называли «мускавит». Иностранцам по указу царя Федора запрещалось выезжать за пределы Архангельска, и груз в центральные районы вывозился только российскими купцами.