Святитель Иоасаф (Горленко) преставился 10 декабря 1754 года по пути из Прилук, где навещал родителей, в Белгород. Покидая белгородскую паству, он предсказывал, что больше не увидит ее при жизни. По свидетельству Исаии, игумена монастыря в Грайвороне, святитель сообщил ему о своей кончине в видении: указал на восходящее солнце и сказал, что так же «светло… предстал в сей час престолу Божию».
После заупокойной литургии в Грайвороне тело отправили в Белгород для погребения. Синод поручил проведение церемонии епископу Переяславскому и Борисопольскому Иоанну Козловичу, но того задержал разлив рек. Больше двух месяцев гроб с мощами архиепископа Иоасафа оставался открыт, а тело не подвергалось тлению.
Только в феврале 1755 года гроб поставили в склепе в юго-западной части Свято-Троицкого храма. Спустя два года священнослужители вскрыли захоронение и обнаружили, несмотря на сырость, тело и одежды нетленными. Узнав об этом, к склепу потянулись болящие, и многие, по вере своей, исцелялись.
С 1815 года в Святейший Синод начали поступать прошения о канонизации святителя.
В 1910 году, благодаря стараниям епископа Курского Питирима (он предоставил ряд прошений от клира и мирян, а затем возглавил комиссию по освидетельствованию мощей), прошение было удовлетворено.
Торжество прославления святителя состоялось в начале сентября 1911 года. На них присутствовали члены императорской семьи, представители знати, научной и творческой интеллигенции, депутаты Государственной думы, высшие церковные чины.
Серебряную с позолотой раку для мощей новопрославленного святого изготовили по проекту Владимира Александровича Покровского на средства монастыря и пожертвования прихожан. До наших дней она не сохранилась.
В 1920 году вышло постановление «О ликвидации мощей». Мощи святого архиепископа вскрыли, тайно, без согласия епископа, вывезли из Белгорода и выставляли в московском Музее наркомзема и ленинградском Музее истории религии и атеизма в качестве «мумифицированного» экспоната.
В 1970 году музейным работникам Аркадию Васильевичу Соколову и Владимиру Ивановичу Прудникову удалось спрятать мощи на чердаке Музея атеизма (Казанского собора).
Только в 1991 году эта тайна была раскрыта: мощи извлекли и вернули в Белгород.
После заупокойной литургии в Грайвороне тело отправили в Белгород для погребения. Синод поручил проведение церемонии епископу Переяславскому и Борисопольскому Иоанну Козловичу, но того задержал разлив рек. Больше двух месяцев гроб с мощами архиепископа Иоасафа оставался открыт, а тело не подвергалось тлению.
Только в феврале 1755 года гроб поставили в склепе в юго-западной части Свято-Троицкого храма. Спустя два года священнослужители вскрыли захоронение и обнаружили, несмотря на сырость, тело и одежды нетленными. Узнав об этом, к склепу потянулись болящие, и многие, по вере своей, исцелялись.
С 1815 года в Святейший Синод начали поступать прошения о канонизации святителя.
В 1910 году, благодаря стараниям епископа Курского Питирима (он предоставил ряд прошений от клира и мирян, а затем возглавил комиссию по освидетельствованию мощей), прошение было удовлетворено.
Торжество прославления святителя состоялось в начале сентября 1911 года. На них присутствовали члены императорской семьи, представители знати, научной и творческой интеллигенции, депутаты Государственной думы, высшие церковные чины.
Серебряную с позолотой раку для мощей новопрославленного святого изготовили по проекту Владимира Александровича Покровского на средства монастыря и пожертвования прихожан. До наших дней она не сохранилась.
В 1920 году вышло постановление «О ликвидации мощей». Мощи святого архиепископа вскрыли, тайно, без согласия епископа, вывезли из Белгорода и выставляли в московском Музее наркомзема и ленинградском Музее истории религии и атеизма в качестве «мумифицированного» экспоната.
В 1970 году музейным работникам Аркадию Васильевичу Соколову и Владимиру Ивановичу Прудникову удалось спрятать мощи на чердаке Музея атеизма (Казанского собора).
Только в 1991 году эта тайна была раскрыта: мощи извлекли и вернули в Белгород.