На черно-белой почтовой карточке запечатлен общий вид кирпичного здания железнодорожного вокзала станции Рузаевка. Фотография предположительно сделана в конце XIX века.
В 1856 году при поддержке Александра II было образовано общество Московско-Саратовской железной дороги. Благодаря связям в высочайших кругах организации удалось получить концессию на строительство железных дорог в России на ближайшие 80 лет. Проекты финансировались за счет частного капитала крупнейших промышленников страны.
К 1891 году организация не раз была переименована и носила название Общество Московско-Казанской железной дороги. Во главе стоял Карл фон Мекк, российский предприниматель, выходец из Германии. К 1893 году была проложена железнодорожная ветка и открыто движение в направлении Рязань — Сасово, а в Мордовском крае построено около двадцати станций.
Небольшое владельческое село Рузаевка находилось на пути новой дороги, соединившей Москву и Казань. Согласно «Списку населенных мест Пензенской губернии» 1869 года, в местечке находилось 85 крестьянских дворов, в которых проживало 652 человека. Первоначально Карл фон Мекк планировал построить в Рузаевке разъезд, а центром сделать Саранск. Однако из-за разногласий с городскими властями фон Мекк перевел депо и другие службы в Рузаевку.
Станция была построена близ села на пустующих территориях и получила то же название, что и населенный пункт. В 1893 году строительство железной дороги было закончено, и 1 сентября через село прошел первый поезд, следующий из города Сасово Тамбовской губернии. В декабре этого же года началось регулярное движение от Сасова до Свияжска через Рузаевку и Саранск.
Поскольку село стало центром железнодорожного сообщения, в 1895 году в Рузаевке был построен железнодорожный вокзал. Для внешнего облика здания был выбран широко распространенный во второй половине XIX века «кирпичный стиль». Промышленные здания этой архитектуры были долговечны и недороги. Лепнину заменяли декоративными элементами из неоштукатуренного кирпича.
Рузаевский вокзал включал целый комплекс сооружений, необходимых для работы железной дороги: паровозные здания и депо, большие и малые мастерские, водоемные здания и сигнальные будки. Само здание было построено по симметричному плану: по центру находился вестибюль с главным входом, по бокам к нему примыкали залы ожидания. Железнодорожный вокзал — один из старейших памятников архитектуры и своеобразная визитная карточка города.
Открытые письма или открытки появились в России 1 января 1872 года. Исключительное право на выпуск бланков принадлежало почтовому ведомству. В октябре 1894 года министерство внутренних дел разрешило выпускать «бланки открытых писем частного изготовления». Требования к печатной продукции строго регламентировались. В постановлении было указано: «Бланки открытых писем частного изготовления по формату и плотности бумаги должны соответствовать бланкам, изготовляемым почто-телеграфным ведомством, и не превышать 14 сантиметров (3 1/8 вершка) в длину и 9 сантиметров (2 вершка) в ширину».
Первые иллюстрированные открытки с видами Москвы выпустило столичное издательство «Шерер, Набгольц и Ко» (А. И. Мея) в 1896 году. Затем вышли серии печатной продукции с достопримечательностями других городов страны, в том числе Саранска. В 1914 году уже по фототипии «Шерер, Набгольц и Ко» издательство А. С. Суворина выпустило открытки с видами железнодорожной станции Рузаевка. Карточка была передана в краеведческий музей в 1969 году бывшим сотрудником Пакшиным Федором Павловичем.
В 1856 году при поддержке Александра II было образовано общество Московско-Саратовской железной дороги. Благодаря связям в высочайших кругах организации удалось получить концессию на строительство железных дорог в России на ближайшие 80 лет. Проекты финансировались за счет частного капитала крупнейших промышленников страны.
К 1891 году организация не раз была переименована и носила название Общество Московско-Казанской железной дороги. Во главе стоял Карл фон Мекк, российский предприниматель, выходец из Германии. К 1893 году была проложена железнодорожная ветка и открыто движение в направлении Рязань — Сасово, а в Мордовском крае построено около двадцати станций.
Небольшое владельческое село Рузаевка находилось на пути новой дороги, соединившей Москву и Казань. Согласно «Списку населенных мест Пензенской губернии» 1869 года, в местечке находилось 85 крестьянских дворов, в которых проживало 652 человека. Первоначально Карл фон Мекк планировал построить в Рузаевке разъезд, а центром сделать Саранск. Однако из-за разногласий с городскими властями фон Мекк перевел депо и другие службы в Рузаевку.
Станция была построена близ села на пустующих территориях и получила то же название, что и населенный пункт. В 1893 году строительство железной дороги было закончено, и 1 сентября через село прошел первый поезд, следующий из города Сасово Тамбовской губернии. В декабре этого же года началось регулярное движение от Сасова до Свияжска через Рузаевку и Саранск.
Поскольку село стало центром железнодорожного сообщения, в 1895 году в Рузаевке был построен железнодорожный вокзал. Для внешнего облика здания был выбран широко распространенный во второй половине XIX века «кирпичный стиль». Промышленные здания этой архитектуры были долговечны и недороги. Лепнину заменяли декоративными элементами из неоштукатуренного кирпича.
Рузаевский вокзал включал целый комплекс сооружений, необходимых для работы железной дороги: паровозные здания и депо, большие и малые мастерские, водоемные здания и сигнальные будки. Само здание было построено по симметричному плану: по центру находился вестибюль с главным входом, по бокам к нему примыкали залы ожидания. Железнодорожный вокзал — один из старейших памятников архитектуры и своеобразная визитная карточка города.
Открытые письма или открытки появились в России 1 января 1872 года. Исключительное право на выпуск бланков принадлежало почтовому ведомству. В октябре 1894 года министерство внутренних дел разрешило выпускать «бланки открытых писем частного изготовления». Требования к печатной продукции строго регламентировались. В постановлении было указано: «Бланки открытых писем частного изготовления по формату и плотности бумаги должны соответствовать бланкам, изготовляемым почто-телеграфным ведомством, и не превышать 14 сантиметров (3 1/8 вершка) в длину и 9 сантиметров (2 вершка) в ширину».
Первые иллюстрированные открытки с видами Москвы выпустило столичное издательство «Шерер, Набгольц и Ко» (А. И. Мея) в 1896 году. Затем вышли серии печатной продукции с достопримечательностями других городов страны, в том числе Саранска. В 1914 году уже по фототипии «Шерер, Набгольц и Ко» издательство А. С. Суворина выпустило открытки с видами железнодорожной станции Рузаевка. Карточка была передана в краеведческий музей в 1969 году бывшим сотрудником Пакшиным Федором Павловичем.