Ключевой вехой в истории осетинской литературы и живописи было творчество выдающегося общественного деятеля, поэта, художника, писателя и публициста Коста Хетагурова. Он жил и работал на рубеже XIX и XX веков, когда стремительный переход от патриархально-родового строя к капиталистическим отношениям кардинально изменил все сферы жизни населения Терской области. Филолог Василий Абаев отмечал: «Значение Хетагурова не только в том, что он пробудил национальное самосознание народа. Его великая заслуга в том, что он дал этому сознанию определенную идейную направленность», и продолжает: «Любой народ, чтобы стать с достоинством в ряду других народов, нуждается в том, чтобы иметь людей, которые могли бы быть его национальным символом!»
В своем творчестве Коста Хетагуров не раз обращался к теме религии. Христианский вопрос на родине всегда занимал литератора: он создал целую серию статей, посвященных церковно-приходским школам Осетии и Ардонской духовной семинарии, а также расписывал христианские храмы и работал над картинами по религиозным сюжетам.
Так, Хетагуров помогал восстанавливать росписи и интерьер Собора в Алагире. Именно его кисти принадлежат выполненные маслом тематические композиции в верхних частях южной, северной и восточной стен собора, а также художественный орнамент на его арках и столбах.
В зрелом возрасте Хетагуров загорелся идеей перевести Евангелие на осетинский язык. Он надеялся, что переиздание священной книги поможет закрепить осетинский алфавит, «который по своей простоте и изяществу, несомненно, даст возможность читать Священное Писание бегло и удобопонятно».
Свою последнюю картину «Моление о чаше» или «Христос в Гефсиманском саду» Коста Хетагуров писал уже тяжелобольным — и так и не успел ее завершить. Полотно, выполненное в красно-синих тонах, долгое время хранилось в доме Николая (Нико) Хетагурова, но потом сестра художника Ольга Левановна вывезла картину и выставила ее в павильоне фотографий на углу улиц Джанаева и Хетагурова. В дальнейшем «Моление о чаше» вошло в экспозицию художественного музея.
В своем творчестве Коста Хетагуров не раз обращался к теме религии. Христианский вопрос на родине всегда занимал литератора: он создал целую серию статей, посвященных церковно-приходским школам Осетии и Ардонской духовной семинарии, а также расписывал христианские храмы и работал над картинами по религиозным сюжетам.
Так, Хетагуров помогал восстанавливать росписи и интерьер Собора в Алагире. Именно его кисти принадлежат выполненные маслом тематические композиции в верхних частях южной, северной и восточной стен собора, а также художественный орнамент на его арках и столбах.
В зрелом возрасте Хетагуров загорелся идеей перевести Евангелие на осетинский язык. Он надеялся, что переиздание священной книги поможет закрепить осетинский алфавит, «который по своей простоте и изяществу, несомненно, даст возможность читать Священное Писание бегло и удобопонятно».
Свою последнюю картину «Моление о чаше» или «Христос в Гефсиманском саду» Коста Хетагуров писал уже тяжелобольным — и так и не успел ее завершить. Полотно, выполненное в красно-синих тонах, долгое время хранилось в доме Николая (Нико) Хетагурова, но потом сестра художника Ольга Левановна вывезла картину и выставила ее в павильоне фотографий на углу улиц Джанаева и Хетагурова. В дальнейшем «Моление о чаше» вошло в экспозицию художественного музея.