Картину «Малхист» художник Вахит Умарсултанов создал в 2001 году в Грозном, столице Чеченской Республики. Он написал вид на одно из поселений Малхисты — высокогорной исторической области в центральной части Северного Кавказа.
В левой части пейзажа на крутом горном склоне изображено небольшое каменное сооружение с пирамидальной ступенчатой крышей. Поодаль на фоне голубого неба, густо покрытого облаками, стоит комплекс башен. На дальнем плане виднеются синеватые горы Большого Кавказа.
Малхистинское ущелье находится в верховьях реки Чанты-Аргун. Оно тянется с запада на восток примерно на 20 километров. В Средние века это был густонаселенный район: в нем насчитывалось около 14 аулов — так называемых башенных селений. Они представляли собой комплексы жилых и боевых башен с особенной архитектурой.
Обычно башни имели квадратное основание. Высота этих двух- или четырехэтажных сооружений достигала 10–25 метров. К верхним этажам стены башен сужались и становились тоньше.
Башни возводили без фундамента на скальных породах. В основание укладывали монолиты, иногда они достигали двух метров в высоту. В центре устанавливали опорный столб, на котором держались балки перекрытий. Продольные балки опирались на угловые камни.
Первый этаж жилой башни отводили под крупный рогатый скот, рядом хранили зерно. Для лошадей устраивали отдельный загон. На втором этаже располагали коз и овец, которые заходили внутрь по бревенчатому настилу. На третьем этаже жила семья: здесь устраивали очаг и спальные места. Под крышей хранили продукты и инвентарь. В случае нападения верхний этаж использовали как боевой: на крыше стоял заготовленный котел со смолой, а маленькие окошки служили бойницами.
Кроме жилых башен в поселениях строили боевые — они предназначались для дозора и не были рассчитаны на долгую осаду. Это были более высокие и узкие строения.
Художник Вахит Умарсултанов, выходец из тайпа Цонтарой, родился 20 августа 1950 года в Казахстане, где его семья находилась в годы депортации. После восстановления Чечено-Ингушской АССР, в конце 1950-х годов, семья вернулась в Чечено-Ингушетию.
В 1970 году Умарсултанов окончил Пензенское художественное училище имени Константина Савицкого, после работал преподавателем рисования в школе-интернате. Тогда же он начал участвовать в республиканских и зональных выставках Северного Кавказа. В 1982 году стал членом Союза художников СССР, а в начале 1990-х годов — председателем Союза художников Чеченской Республики.
В декабре 2000-го — январе 2001 года благодаря Умарсултанову художники из Чеченской Республики приняли участие во всероссийской художественной выставке «Имени твоему». В мае 2002 года Умарсултанов организовал экспозицию в залах Российской академии художеств в Москве, для которой собрал множество работ чеченских художников по всей России. В 2012 году Вахит Умарсултанов был удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В левой части пейзажа на крутом горном склоне изображено небольшое каменное сооружение с пирамидальной ступенчатой крышей. Поодаль на фоне голубого неба, густо покрытого облаками, стоит комплекс башен. На дальнем плане виднеются синеватые горы Большого Кавказа.
Малхистинское ущелье находится в верховьях реки Чанты-Аргун. Оно тянется с запада на восток примерно на 20 километров. В Средние века это был густонаселенный район: в нем насчитывалось около 14 аулов — так называемых башенных селений. Они представляли собой комплексы жилых и боевых башен с особенной архитектурой.
Обычно башни имели квадратное основание. Высота этих двух- или четырехэтажных сооружений достигала 10–25 метров. К верхним этажам стены башен сужались и становились тоньше.
Башни возводили без фундамента на скальных породах. В основание укладывали монолиты, иногда они достигали двух метров в высоту. В центре устанавливали опорный столб, на котором держались балки перекрытий. Продольные балки опирались на угловые камни.
Первый этаж жилой башни отводили под крупный рогатый скот, рядом хранили зерно. Для лошадей устраивали отдельный загон. На втором этаже располагали коз и овец, которые заходили внутрь по бревенчатому настилу. На третьем этаже жила семья: здесь устраивали очаг и спальные места. Под крышей хранили продукты и инвентарь. В случае нападения верхний этаж использовали как боевой: на крыше стоял заготовленный котел со смолой, а маленькие окошки служили бойницами.
Кроме жилых башен в поселениях строили боевые — они предназначались для дозора и не были рассчитаны на долгую осаду. Это были более высокие и узкие строения.
Художник Вахит Умарсултанов, выходец из тайпа Цонтарой, родился 20 августа 1950 года в Казахстане, где его семья находилась в годы депортации. После восстановления Чечено-Ингушской АССР, в конце 1950-х годов, семья вернулась в Чечено-Ингушетию.
В 1970 году Умарсултанов окончил Пензенское художественное училище имени Константина Савицкого, после работал преподавателем рисования в школе-интернате. Тогда же он начал участвовать в республиканских и зональных выставках Северного Кавказа. В 1982 году стал членом Союза художников СССР, а в начале 1990-х годов — председателем Союза художников Чеченской Республики.
В декабре 2000-го — январе 2001 года благодаря Умарсултанову художники из Чеченской Республики приняли участие во всероссийской художественной выставке «Имени твоему». В мае 2002 года Умарсултанов организовал экспозицию в залах Российской академии художеств в Москве, для которой собрал множество работ чеченских художников по всей России. В 2012 году Вахит Умарсултанов был удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры.