Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История Краснодарского Края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Казак Мамай

Время создания
начало XX века
Размер
114x100 см
Техника
холст, масло
4
Открыть в приложении
#3
Казак Мамай
#2
Казак Мамай — традиционный персонаж украинского фольклора. Сначала он появился в сказаниях, песнях и прибаутках, затем — в народном театре и живописи. Традиционно его изображали в запорожской одежде: бархатном жупане, синих шароварах и сафьяновых сапогах. Мамай имел гладко выбритую голову с чубом-оселедцем, длинные усы, карие глаза и румяные щеки, — то есть воплощал образ красавца-воина. Такие картины относились к разновидности лубочной живописи и обычно служили украшением казачьей хаты. Писали их непрофессиональные художники. Часто изображения дополнялись шутливыми надписями или байками из жизни запорожских казаков.
 
Картина «Казак Мамай» из собрания Фелицынского музея представлена в экспозиции «На рубежах государства Российского». Вероятно, она поступила в коллекцию из собрания Войскового музея Екатеринодара. В начале XX века такие картины были очень популярны на Кубани, но сейчас большинство из них утрачено.
 
Казака Мамая традиционно изображали с тремя обязательными атрибутами: кобзой, конем и оселедцем на голове. Кобза — разновидность лютни — была любимым музыкальным инструментом запорожцев, еёе часто называли символом народной души. Коня казаки почитали как верного друга и боевого товарища. А с оселедцем было связано запорожское поверье: считалось, что если казак после смерти попадет в ад, то спасти его оттуда можно, потянув за этот чуб. Потерять или повредить оселедец считалось позором. Казаки особым образом ухаживали за ним и считали, что чуб нужно беречь, «как красна девица косу». У некоторых запорожцев он достигал такой длины, что его наматывали на ухо или даже затыкали за пояс.

На картине из коллекции Фелицынского музея казак Мамай изображен с трубкой-люлькой. Она тоже считалась непременным атрибутом запорожца. Историк Дмитрий Яворницкий писал:
#5
Люлька для запорожца — родная сестра, дорогая подруга: он как сел на коня, зараз же запалил люльку да так верст шесть, а то и больше все смалит и смалит и изо рта ее не выпускает…
#6
Чашку люльки чаще всего лепили из глины, а мундштук вырезали из дерева. Однако для него никогда не использовали осину: казаки были верующими людьми, а осина в православии считалась «нечистым» деревом, на котором повесился Иуда.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Казак Мамай

Время создания
начало XX века
Размер
114x100 см
Техника
холст, масло
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%