Казак Мамай — традиционный персонаж украинского фольклора. Сначала он появился в сказаниях, песнях и прибаутках, затем — в народном театре и живописи. Традиционно его изображали в запорожской одежде: бархатном жупане, синих шароварах и сафьяновых сапогах. Мамай имел гладко выбритую голову с чубом-оселедцем, длинные усы, карие глаза и румяные щеки, — то есть воплощал образ красавца-воина. Такие картины относились к разновидности лубочной живописи и обычно служили украшением казачьей хаты. Писали их непрофессиональные художники. Часто изображения дополнялись шутливыми надписями или байками из жизни запорожских казаков.
Картина «Казак Мамай» из собрания Фелицынского музея представлена в экспозиции «На рубежах государства Российского». Вероятно, она поступила в коллекцию из собрания Войскового музея Екатеринодара. В начале XX века такие картины были очень популярны на Кубани, но сейчас большинство из них утрачено.
Казака Мамая традиционно изображали с тремя обязательными атрибутами: кобзой, конем и оселедцем на голове. Кобза — разновидность лютни — была любимым музыкальным инструментом запорожцев, еёе часто называли символом народной души. Коня казаки почитали как верного друга и боевого товарища. А с оселедцем было связано запорожское поверье: считалось, что если казак после смерти попадет в ад, то спасти его оттуда можно, потянув за этот чуб. Потерять или повредить оселедец считалось позором. Казаки особым образом ухаживали за ним и считали, что чуб нужно беречь, «как красна девица косу». У некоторых запорожцев он достигал такой длины, что его наматывали на ухо или даже затыкали за пояс.
Картина «Казак Мамай» из собрания Фелицынского музея представлена в экспозиции «На рубежах государства Российского». Вероятно, она поступила в коллекцию из собрания Войскового музея Екатеринодара. В начале XX века такие картины были очень популярны на Кубани, но сейчас большинство из них утрачено.
Казака Мамая традиционно изображали с тремя обязательными атрибутами: кобзой, конем и оселедцем на голове. Кобза — разновидность лютни — была любимым музыкальным инструментом запорожцев, еёе часто называли символом народной души. Коня казаки почитали как верного друга и боевого товарища. А с оселедцем было связано запорожское поверье: считалось, что если казак после смерти попадет в ад, то спасти его оттуда можно, потянув за этот чуб. Потерять или повредить оселедец считалось позором. Казаки особым образом ухаживали за ним и считали, что чуб нужно беречь, «как красна девица косу». У некоторых запорожцев он достигал такой длины, что его наматывали на ухо или даже затыкали за пояс.
На картине из коллекции Фелицынского музея казак Мамай изображен с трубкой-люлькой. Она тоже считалась непременным атрибутом запорожца. Историк Дмитрий Яворницкий писал: