Еще в юности Василий Дмитриевич Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу» и был поражён этим произведением. Иванов показал, как Иисус впервые приходит к людям, а Поленов решил создать образ мессии, «уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».
Первые эскизы художник начал делать в конце 1870-х годов. Чтобы более достоверно изобразить пейзаж и персонажей, Поленов два года путешествовал по Палестине, Сирии, Египту, Италии. В этих поездках он работал над портретными этюдами, набросками архитектуры и ландшафтов.
Для первой работы цикла Поленов выбрал сюжет из Нового Завета о том, как разгневанная толпа привела к Христу женщину, уличённую в прелюбодеянии. Фарисеи, самые ревностные иудеи, спросили пророка, как поступить с грешницей — по иудейским законам ее полагалось избить камнями. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Тогда люди устыдились, отпустили испуганную девушку и разошлись.
Часть знаменитой фразы автор хотел вынести в название картины: «Кто из вас без греха?». Но цензура настояла на том, чтобы его изменили на «Христос и грешница». «Оно и не моё, и не соответствует евангельскому рассказу», — писал Поленов позже о названии полотна.
Цензоры вообще сочли произведение «вредным для народа». Ведь живописец изобразил Иисуса не как сына Бога, высшее существо, а как обычного человека. Его даже не сразу можно узнать среди группы учеников, сидящих перед храмом, — подсказку даёт солнечный свет, освещающий всю его фигуру.
Христос сидит в расслабленной позе, в скромной одежде. На его лице усталость человека, который много странствовал. Художник выделил человеческую натуру божьего сына, его мудрость и любовь к людям. А всё божественное оставил за рамками. Всё это не соответствовало устоявшимся принципам академической и религиозной живописи того времени. Композиция полотна подчёркивает драматичность сюжета. В левой части спокойно сидят пророк и апостолы. Солнце освещает Иисуса и главных фарисеев, как центр противостояния.
Основная мысль произведения, по мнению автора, заключается в несении людям добра и умении прощать. Образ Христа — это воплощение убеждений самого художника, который в своём творчестве стремился передавать красоту и гармонию мира.
Живописец работал над картиной около 15 лет и завершил её в 1887 году. Тогда же её показали на 15-й выставке передвижников. Изначально цензоры не хотели допускать её к показу, но Александру III полотно понравилось, и картину оставили.
Красноуфимский художник В.И. Горбунов настолько проникся этим произведением В.Д. Поленова, что решился написать с него копию. Долгая, кропотливая работа уральского живописца принесла свои результаты. Сегодня она, подаренная Красноуфимскому краеведческому музею, радует глаз и заставляет задуматься современных посетителей музея.
Первые эскизы художник начал делать в конце 1870-х годов. Чтобы более достоверно изобразить пейзаж и персонажей, Поленов два года путешествовал по Палестине, Сирии, Египту, Италии. В этих поездках он работал над портретными этюдами, набросками архитектуры и ландшафтов.
Для первой работы цикла Поленов выбрал сюжет из Нового Завета о том, как разгневанная толпа привела к Христу женщину, уличённую в прелюбодеянии. Фарисеи, самые ревностные иудеи, спросили пророка, как поступить с грешницей — по иудейским законам ее полагалось избить камнями. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Тогда люди устыдились, отпустили испуганную девушку и разошлись.
Часть знаменитой фразы автор хотел вынести в название картины: «Кто из вас без греха?». Но цензура настояла на том, чтобы его изменили на «Христос и грешница». «Оно и не моё, и не соответствует евангельскому рассказу», — писал Поленов позже о названии полотна.
Цензоры вообще сочли произведение «вредным для народа». Ведь живописец изобразил Иисуса не как сына Бога, высшее существо, а как обычного человека. Его даже не сразу можно узнать среди группы учеников, сидящих перед храмом, — подсказку даёт солнечный свет, освещающий всю его фигуру.
Христос сидит в расслабленной позе, в скромной одежде. На его лице усталость человека, который много странствовал. Художник выделил человеческую натуру божьего сына, его мудрость и любовь к людям. А всё божественное оставил за рамками. Всё это не соответствовало устоявшимся принципам академической и религиозной живописи того времени. Композиция полотна подчёркивает драматичность сюжета. В левой части спокойно сидят пророк и апостолы. Солнце освещает Иисуса и главных фарисеев, как центр противостояния.
Основная мысль произведения, по мнению автора, заключается в несении людям добра и умении прощать. Образ Христа — это воплощение убеждений самого художника, который в своём творчестве стремился передавать красоту и гармонию мира.
Живописец работал над картиной около 15 лет и завершил её в 1887 году. Тогда же её показали на 15-й выставке передвижников. Изначально цензоры не хотели допускать её к показу, но Александру III полотно понравилось, и картину оставили.
Красноуфимский художник В.И. Горбунов настолько проникся этим произведением В.Д. Поленова, что решился написать с него копию. Долгая, кропотливая работа уральского живописца принесла свои результаты. Сегодня она, подаренная Красноуфимскому краеведческому музею, радует глаз и заставляет задуматься современных посетителей музея.