На картине Чингисхана Хасаева «Хранители тайн» изображена горная дорога. С обеих сторон ее окружают высокие склоны, которые тянутся до самого горизонта. На переднем плане художник написал горы, покрытые лесом. Вдали же видны заснеженные скалистые вершины.
Справа от дороги расположились две вайнахские башни — образцы средневековой чечено-ингушской архитектуры. Такие сооружения могли служить как оборонительными укреплениями, так и жильем, а иногда совмещали обе функции.
Типичные башни вайнахов — так называли чеченцев и ингушей — имели квадратное основание. Каждая его сторона составляла от 6 до 12 метров в длину, высотой сооружение могло быть от 10 до 25 метров. Толщина каменных блоков, из которых складывали стены, постепенно уменьшалась к верхним ярусам. На камни наносили ритуальные знаки.
Башни обычно возводили без фундамента, прямо на скальной породе. Если грунт был глинистым и недостаточно твердым, его поливали водой или молоком и снимали верхний слой до тех пор, пока жидкость не переставала просачиваться дальше.
Строительство сопровождалось множеством ритуалов. Например, перед началом работы проверяли место на «чистоту». Для этого на площадку для будущей башни приводили быка, и если на ночь он спокойно укладывался там спать, то место считалось чистым. Иногда на нем должен был переночевать сам хозяин сооружения: если он видел хороший сон, это считалось добрым предзнаменованием. Затем следовал ритуал жертвоприношения: кровью животного — быка или овцы — окропляли блоки, которые должны были составить нижний ряд. Также полагалось, чтобы первого камня коснулся рукой самый уважаемый житель деревни: в древности это чаще всего был жрец, а позже — мулла.
В основание новой жилой башни следовало положить хотя бы один камень со священными знаками из старой. Считалось, что таким образом сооружению передается благодать прежнего жилища. Такие башни чаще всего строили недалеко от источников чистой воды, а на случай осады иногда подводили к ним тайный водопровод.
Два нижних этажа в жилых башнях отводились для домашних животных: на первом держали лошадей и крупный рогатый скот, на втором — овец и коз. Третий ярус занимали сами хозяева, здесь же хранилось их имущество. Над постелью главы семьи обязательно размещалось оружие. В центре жилого помещения устраивали очаг: у вайнахов он считался священным, а осквернить его означало нанести хозяевам смертельное оскорбление.
Боевые вайнахские башни имели только один вход, который располагался на уровне второго этажа. До него добирались с помощью приставной лестницы, которую затем поднимали наверх. Такие башни часто строили более высокими, чем жилые: благодаря этому до верхних ярусов не долетали вражеские стрелы, а защитники укрепления получали возможность кругового обстрела.
Справа от дороги расположились две вайнахские башни — образцы средневековой чечено-ингушской архитектуры. Такие сооружения могли служить как оборонительными укреплениями, так и жильем, а иногда совмещали обе функции.
Типичные башни вайнахов — так называли чеченцев и ингушей — имели квадратное основание. Каждая его сторона составляла от 6 до 12 метров в длину, высотой сооружение могло быть от 10 до 25 метров. Толщина каменных блоков, из которых складывали стены, постепенно уменьшалась к верхним ярусам. На камни наносили ритуальные знаки.
Башни обычно возводили без фундамента, прямо на скальной породе. Если грунт был глинистым и недостаточно твердым, его поливали водой или молоком и снимали верхний слой до тех пор, пока жидкость не переставала просачиваться дальше.
Строительство сопровождалось множеством ритуалов. Например, перед началом работы проверяли место на «чистоту». Для этого на площадку для будущей башни приводили быка, и если на ночь он спокойно укладывался там спать, то место считалось чистым. Иногда на нем должен был переночевать сам хозяин сооружения: если он видел хороший сон, это считалось добрым предзнаменованием. Затем следовал ритуал жертвоприношения: кровью животного — быка или овцы — окропляли блоки, которые должны были составить нижний ряд. Также полагалось, чтобы первого камня коснулся рукой самый уважаемый житель деревни: в древности это чаще всего был жрец, а позже — мулла.
В основание новой жилой башни следовало положить хотя бы один камень со священными знаками из старой. Считалось, что таким образом сооружению передается благодать прежнего жилища. Такие башни чаще всего строили недалеко от источников чистой воды, а на случай осады иногда подводили к ним тайный водопровод.
Два нижних этажа в жилых башнях отводились для домашних животных: на первом держали лошадей и крупный рогатый скот, на втором — овец и коз. Третий ярус занимали сами хозяева, здесь же хранилось их имущество. Над постелью главы семьи обязательно размещалось оружие. В центре жилого помещения устраивали очаг: у вайнахов он считался священным, а осквернить его означало нанести хозяевам смертельное оскорбление.
Боевые вайнахские башни имели только один вход, который располагался на уровне второго этажа. До него добирались с помощью приставной лестницы, которую затем поднимали наверх. Такие башни часто строили более высокими, чем жилые: благодаря этому до верхних ярусов не долетали вражеские стрелы, а защитники укрепления получали возможность кругового обстрела.