Картина неизвестного художника «Софья Степановна Щепкина». В легенде есть информация о том, что автором является художник из Санкт-Петербурга. Художник писал портрет с натуры в Аксайской станице.
На картине изображена погрудно, в анфас молодая девушка, лет двадцати, с темными волосами убранными в прическу, в голубой блузке (платье?) с белой ажурной вставкой и черном сарафане (переднике ?). Лицо округлое, полноватое, скулы широкие, глаза большие, серые, брови дугообразные, тонкие, нос прямой, рот небольшой, губы приоткрыты в слегка заметной улыбке, на подбородке ямочка, на щеках легкий румянец. К сожалению, это все сведения об изображенной — Софье Степановне Щепкиной, которые нам известны.
Изображенная девушка может много рассказать о традициях и обычаях в семьях зажиточных казаков станицы Аксайской. Традиционно казачки были белокожие, круглолицые, с каштановыми длинными волосами, худые девушки не были по нраву ни для женщин, ни для мужчин. А вот простоволосыми, без головного убора, девушки могли быть только в доме и только в конце XIX — начале XX века и позже. Волосы Софьи уложены в косу (или закручены в ракушку, под шлычку или файшонку), но образуют пышную прическу на голове, вьющуюся чёлку, красиво обрамляющую лоб.
Одежда донских казачек к концу XIX века следовала тенденциям европейской моды, но с сохранением деталей донских традиций. На Софье надеты белая блуза с длинными рукавами и тёмный сарафан с глубоким вырезом. Казачек воспитывали большими рукодельницами, поэтому однотонные блузы очень часто украшали вышивкой или кружевом, как на картине: вырез декольте блузки задекорирован кружевом ручной работы коклюшками или крючком. Рукава-фонарики, по традиции, были пышными, на манжете, но спрятаны под плечиками сарафана.
Сарафан девушки по типу кроя напоминает передник униформы. Он красиво подчеркивает девичью талию и округлые плечи.
Картина передана в музей в 1982 году учеником одной из Аксайских школ Кариколпаковым Александром. Картина хранилась в городе Аксай у родственников Кариколпакова Александра.
В 1991 году реставратором НРЦ Полеводой И.С. проведена реставрация картины.