Карта «Н. Г. Чернышевский на каторге» — первый опыт пространственного изображения отдельных этапов биографии писателя-революционера. Ее создатель — Константин Михайлович Федоров, помощник и литературный секретарь Николая Гавриловича в Астрахани и Саратове, автор первой биографии писателя «Жизнь русских великих людей. Н. Г. Чернышевский». В годы Великой Отечественной войны Федоров работал ученым секретарем Дома-музея Н. Г. Чернышевского.
На карту нанесен маршрут перемещения Чернышевского в период каторги — с 20 мая 1864 года по 20 декабря 1871 год — и отмечены места пребывания. В отдельных пунктах указаны точные даты проживания осужденного. Усолье и Кадая дополнены их графическими изображениями.
В верхнем левом углу карты портрет Чернышевского 1870 года аллегорически обрамлен кандалами. В нижней части размещены краткие сведения о его литературных занятиях и приезде к Чернышевскому в 1866 году Ольги Сократовны Чернышевской с сыном Мишей.
Константин Федоров создавал карты при полном отсутствии технических средств. Директор музея Нина Михайловна Чернышевская вспоминала: «Приемы работы у него были своеобразны. Маленькими острыми ножницами он вырезал по одной букве из книг и журналов… и, орудуя тихонько иголочкой, зацеплял их, сажал на узкую проклеенную полоску на карте. Таким образом у него получились надписи и подписи. Это была тончайшая ювелирная работа, требовавшая огромного напряжения».
Всего было создано около 11 карт, посвященных разным этапам жизни и деятельности Чернышевского: «Чернышевский в Петербурге», «Распространение „Современника“ в 1860 году», «Чернышевский в крепости, на каторге и ссылке», «Путь Чернышевского в каторжные работы», «Чернышевский в Сибири», «Возвращение Чернышевского из Сибири», «Чернышевский в Астрахани» и другие. Все они активно использовались в работе музея в 1940-х годах. Некоторые карты создавались в плакатном варианте и дополнялись иллюстрациями, цитатами из воспоминаний свидетелей жизни Чернышевского в Сибири. В эти же годы с отдельных карт были сделаны типографские копии.
На карту нанесен маршрут перемещения Чернышевского в период каторги — с 20 мая 1864 года по 20 декабря 1871 год — и отмечены места пребывания. В отдельных пунктах указаны точные даты проживания осужденного. Усолье и Кадая дополнены их графическими изображениями.
В верхнем левом углу карты портрет Чернышевского 1870 года аллегорически обрамлен кандалами. В нижней части размещены краткие сведения о его литературных занятиях и приезде к Чернышевскому в 1866 году Ольги Сократовны Чернышевской с сыном Мишей.
Константин Федоров создавал карты при полном отсутствии технических средств. Директор музея Нина Михайловна Чернышевская вспоминала: «Приемы работы у него были своеобразны. Маленькими острыми ножницами он вырезал по одной букве из книг и журналов… и, орудуя тихонько иголочкой, зацеплял их, сажал на узкую проклеенную полоску на карте. Таким образом у него получились надписи и подписи. Это была тончайшая ювелирная работа, требовавшая огромного напряжения».
Всего было создано около 11 карт, посвященных разным этапам жизни и деятельности Чернышевского: «Чернышевский в Петербурге», «Распространение „Современника“ в 1860 году», «Чернышевский в крепости, на каторге и ссылке», «Путь Чернышевского в каторжные работы», «Чернышевский в Сибири», «Возвращение Чернышевского из Сибири», «Чернышевский в Астрахани» и другие. Все они активно использовались в работе музея в 1940-х годах. Некоторые карты создавались в плакатном варианте и дополнялись иллюстрациями, цитатами из воспоминаний свидетелей жизни Чернышевского в Сибири. В эти же годы с отдельных карт были сделаны типографские копии.