Карнэ (фр. сarnet — книжка; блокнот) — записные книжки предназначались для записи приглашений на танцы и были неотъемлемой принадлежностью дворянских балов в XIX веке.
Карнэ. Бальная записная книжка
Время создания
конец XIX века
Размер
7,5x5x0,6 см
Техника
металл, перламутр, бумага
Коллекция
2
Открыть в приложении#2
#3
Она достала из своего ручного мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, — очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости.
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
#4
Бальная книжка — карнэ — миниатюрный, изящный альбом, как правило, размером с ладонь. Такие книжки заключали в костяной, серебряный или кожаный переплет с золотым тиснением, к которому подвешивался на тонкой цепочке миниатюрный карандаш. Украшением бальной книжки могли служить драгоценные камни, перламутр. Обычно бальные книжки изготавливали ювелиры на заказ. Богатство отделки свидетельствовало о социальном статусе и состоятельности владелицы. Карнэ носили на цепочке веера или пристегивали крючком к лифу бального платья.
#5
Странички карнэ обычно делали из бумаги или из тонких пластинок слоновой кости. Костяные книжки служили вечно, сделанные на них записи можно было стереть и вновь использовать книжечку на следующем балу. Однако и бумажные аналоги были широко распространены. Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку — карнэ. В нее, напротив списка танцев, она заносила имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Если приглашения на «малые» танцы, например, на падекатр и падеспан делались на самом балу, то на популярные кадрили, мазурку и котильон обычно приглашали задолго. У дамы, «имеющей успех», было почти безнадежно просить кадриль, а тем более мазурку на самом балу: танцы были разобраны заранее.
#6
В XIX веке каждый бал состоял примерно из 20 танцев, и кавалеры старались заранее ангажировать красивых и хорошо танцующих дам. Бальные книжечки защищали забывчивых дам от путаницы — дать обещание двум кавалерам на один и тот же танец не только считалось дурным тоном, но могло привести к скандалу или даже к дуэли между претендентами.
#7
Изначально бальная книжка должна была защищать дам от промахов, но впоследствии она стала доказательством светских успехов. Тщеславные красавицы, пользующиеся популярностью среди кавалеров, обязательно старались, как бы ненароком, продемонстрировать записную книжку с многочисленными заполненными страницами. Те же дамы, успехи которых в обществе были скромнее, записывая имена приглашающих на танец, старательно прикрывали пустые страницы.
#9
Приобретен у Цейца А.С. в составе коллекции материалов Драматической студии архитектора, художника и общественного деятеля Анатолия Оттоновича Гунста в 2011 г.
Коллекция перешла к владельцу по наследству от Дегтяревского И.М. — сына З.О. Гунст.
Коллекция перешла к владельцу по наследству от Дегтяревского И.М. — сына З.О. Гунст.
читать дальшескрыть
Карнэ. Бальная записная книжка
Время создания
конец XIX века
Размер
7,5x5x0,6 см
Техника
металл, перламутр, бумага
Коллекция
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться