Слово «канделябр» имеет латинское происхождение и буквально переводится как «подставка для свечи». Изначально канделябры изготавливали из глины, дерева или тростника и использовали в ритуальных обрядах. На смену деревянным канделябрам пришли металлические. Их делали из олова, бронзы, серебра, декорировали позолотой и драгоценными камнями.
В отличие от простого подсвечника, канделябр имеет тяжелое основание, которое придает ему особую устойчивость. В старину его делали фигурным, чтобы было удобнее держать в руке. Если канделябр держал три свечи, то его свечники были, как правило, развернуты в одной плоскости, а если пять и более, то они располагались по окружности.
Со временем появилось множество видов напольных и настольных объемных и тяжелых канделябров. Многие из них имели отдельные названия, например, жирандоль, менора, торшер, шандал. Небольшие канделябры по необходимости переносили и устанавливали в нужном месте, а массивные, как правило, закрепляли в интерьере на специальных подставках в форме колонн.
Жирандоль представлял собой объемный многоярусный канделябр на низкой подставке, его, как правило, украшали хрустальными подвесками. Ножки светильника располагались по окружности. Чаще всего такие канделябры устанавливали на каминных столешницах.
Напольный канделябр назывался торшером. Он служил для украшения дворцовых залов и будуаров. Часто его декорировали орнаментами и барельефом. Ножку такого светильника изготавливали в виде фигуры человека, животного или растения.
Шандал имел внушительный вес. Его дополняло специальное утяжеление в нижней части для большей устойчивости. Такие канделябры использовали для освещения темных лестниц.
Далеко не каждый тюменский дом в XIX веке по вечерам освещался бронзовыми канделябрами. Но в интерьерах купеческих усадеб они не были редкостью, в том числе и в поместье Тюменского городского головы Ивана Иконникова, который, помимо всего прочего, был владельцем крупного салотопенного завода. Сало было одним из основных материалов для производства свечей.
Представленный канделябр был специально приобретен для экспозиции в антикварном магазине Санкт-Петербурга в 1995 году.
В отличие от простого подсвечника, канделябр имеет тяжелое основание, которое придает ему особую устойчивость. В старину его делали фигурным, чтобы было удобнее держать в руке. Если канделябр держал три свечи, то его свечники были, как правило, развернуты в одной плоскости, а если пять и более, то они располагались по окружности.
Со временем появилось множество видов напольных и настольных объемных и тяжелых канделябров. Многие из них имели отдельные названия, например, жирандоль, менора, торшер, шандал. Небольшие канделябры по необходимости переносили и устанавливали в нужном месте, а массивные, как правило, закрепляли в интерьере на специальных подставках в форме колонн.
Жирандоль представлял собой объемный многоярусный канделябр на низкой подставке, его, как правило, украшали хрустальными подвесками. Ножки светильника располагались по окружности. Чаще всего такие канделябры устанавливали на каминных столешницах.
Напольный канделябр назывался торшером. Он служил для украшения дворцовых залов и будуаров. Часто его декорировали орнаментами и барельефом. Ножку такого светильника изготавливали в виде фигуры человека, животного или растения.
Шандал имел внушительный вес. Его дополняло специальное утяжеление в нижней части для большей устойчивости. Такие канделябры использовали для освещения темных лестниц.
Далеко не каждый тюменский дом в XIX веке по вечерам освещался бронзовыми канделябрами. Но в интерьерах купеческих усадеб они не были редкостью, в том числе и в поместье Тюменского городского головы Ивана Иконникова, который, помимо всего прочего, был владельцем крупного салотопенного завода. Сало было одним из основных материалов для производства свечей.
Представленный канделябр был специально приобретен для экспозиции в антикварном магазине Санкт-Петербурга в 1995 году.