Изваяния, которые можно обнаружить в южнорусских степях, называют каменными бабами. Чаще всего они изображают женщин или мужчин-воинов. В старину их устанавливали на вершинах курганов, откуда изваяния были далеко видны. В примитивных формах высекали детали одежды, украшений или атрибутов вооружения.
Одно из самых ранних упоминаний о каменных бабах оставил персидский поэт XII века Низами Гянджеви, который рассказывал о поколениях половцев каменным идолам. Посол апы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкие степи, наблюдал, как кочевники насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращенные лицами на восток, с чашами в руках. На курганах устанавливали по два, пять или даже десять изваяний.
Исследователи считают, что эти древние скульптуры были атрибутами сложных обрядов, связанных с культом предков. Статуи не были надмогильными памятниками, их воздвигали в степи на высоких местах, в специально оборудованных святилищах. Остатки таких святилищ, огороженных примитивной, сложенной из дикого камня квадратной оградой, археологи неоднократно находили как на вершинах курганов, так и на высоких водоразделах.
В период освоения русскими степи каменных баб уничтожали как помеху при обработке земли. В лучшем случае их свозили в крестьянские усадьбы для хозяйственных нужд или в помещичьи — для украшения парков. Обеспокоенные этим ученые в конце XIX века добились от правительства «охранной грамоты» для уникальных скульптур. Правда, к тому времени большинство из них уже было собрано в музеях южных городов России.
Каменную бабу, представленную в экспозиции музея, случайно обнаружили на территории Орловской области. Ее нашли в 1984 году на окраине поселка Верховье во время земляных работ.
По заключению специалистов Института археологии Российской академии, форма этого памятника необычна, она не свойственна монументальной скульптуре. Точного времени его создания установить не удалось, однако исследователи пришли к выводу, что изваяние изготовили не ранее эпохи Средневековья. Похожее изображение глаз, например, встречается в мелкой пластике и каменной скульптуре носителей салтово-маяцкой культуры — хазар и болгар. Поэтому наиболее вероятной датой создания бабы эксперты называют IX–XI века.
Одно из самых ранних упоминаний о каменных бабах оставил персидский поэт XII века Низами Гянджеви, который рассказывал о поколениях половцев каменным идолам. Посол апы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкие степи, наблюдал, как кочевники насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращенные лицами на восток, с чашами в руках. На курганах устанавливали по два, пять или даже десять изваяний.
Исследователи считают, что эти древние скульптуры были атрибутами сложных обрядов, связанных с культом предков. Статуи не были надмогильными памятниками, их воздвигали в степи на высоких местах, в специально оборудованных святилищах. Остатки таких святилищ, огороженных примитивной, сложенной из дикого камня квадратной оградой, археологи неоднократно находили как на вершинах курганов, так и на высоких водоразделах.
В период освоения русскими степи каменных баб уничтожали как помеху при обработке земли. В лучшем случае их свозили в крестьянские усадьбы для хозяйственных нужд или в помещичьи — для украшения парков. Обеспокоенные этим ученые в конце XIX века добились от правительства «охранной грамоты» для уникальных скульптур. Правда, к тому времени большинство из них уже было собрано в музеях южных городов России.
Каменную бабу, представленную в экспозиции музея, случайно обнаружили на территории Орловской области. Ее нашли в 1984 году на окраине поселка Верховье во время земляных работ.
По заключению специалистов Института археологии Российской академии, форма этого памятника необычна, она не свойственна монументальной скульптуре. Точного времени его создания установить не удалось, однако исследователи пришли к выводу, что изваяние изготовили не ранее эпохи Средневековья. Похожее изображение глаз, например, встречается в мелкой пластике и каменной скульптуре носителей салтово-маяцкой культуры — хазар и болгар. Поэтому наиболее вероятной датой создания бабы эксперты называют IX–XI века.