Патриаршие пруды — одно из самых известных мест в Москве, в том числе и потому, что здесь начинается действие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Булгаков начал писать «роман о дьяволе» в 1928 году и работал над ним до самой смерти в 1940-м. За эти 12 лет изменялись замысел и структура, появлялись и исчезали герои.
Но были в «Мастере и Маргарите» отдельные места и сюжетные узлы, которые оставались неизменными. Михаил Афанасьевич не сомневался, что роман должен начинаться с разговора двух москвичей о Христе и встречи с дьяволом на Патриарших прудах. И один из этих москвичей должен был погибнуть под колесами трамвая. Эта сцена с «Аннушкой», которая «разлила масло», стала одной из самых известных в романе.
Булгаков прожил на Патриарших прудах почти три года — он хорошо знал и любил этот район. Михаил Афанасьевич оставил детальное описание Патриарших тех лет, но тем не менее и сейчас ведутся споры о том, ходил ли по Малой Бронной трамвай, о котором Булгаков пишет в романе «Мастер и Маргарита». С одной стороны, на московских картах тех лет, как выяснили булгаковеды, трамвайные пути на Патриарших не обозначены. Татьяна Лаппа, первая жена Михаила Булгакова, жившая с ним на Большой Садовой, утверждает, что трамвай по Малой Бронной не ходил. С другой стороны, булгаковед Борис Мягков разыскал газетную заметку 1929 года, в которой сообщалось о скором появлении трамвайной линии на Малой Бронной и Спиридоновке. Правда, неизвестно, была ли проложена эта линия. Согласно еще одной версии, на Малой Бронной трамвайные пути были, но служили для перевозки грузов. Поэтому на картах их не обозначали.
Патриаршие пруды тех лет вдохновляли не только
Булгакова, но и его друзей-литераторов, бывавших у него дома на Большой
Садовой, 10. Писатель Валентин Катаев, влюбленный в сестру Булгакова Лёлю,
написал рассказ «Зимой», действие которого происходит на Патриарших
прудах: