Календарь поступил в музей в начале ХХ века. Происхождение и источник поступления памятника неизвестны. Он представляет собой деревянный шестигранный брусок, разделенный кольцевыми поперечными надрезами на две части. На одном из торцов бруска есть небольшой шпенек. На ребрах — засечки, каждая из которых соответствует дню месяца. На гранях вырезаны многочисленные значки, среди которых особенно выделяются кресты. Также довольно много изображений трезубцев и значков в виде «Ͱ». На одной из граней присутствуют буквы НО и ДЕ. Календарь окрашен в черный цвет.
Подобные деревянные календари были очень распространены на севере Европы. В Норвегии их называли primstay, в Дании — rimstok (rim — календарь, stok — палка). На севере России они использовались вплоть до начала ХХ века. Вероятно, с переселенцами с Русского Севера они попали в Сибирь.
Деревянные календари делались либо в виде пластин, где каждая пластина соответствовала месяцу, либо в виде брусков. Шести или четырехгранные бруски различной длины (от 20 сантиметров до 1 метра) вырезались из твердых лиственных пород. Шестигранные бруски делились перемычкой на две части, четырехгранные — на три. Каждая грань соответствовала месяцу, а на ребрах отмечались засечки — дни. Деления на недели не было.
На поверхности граней вырезались различные памятные значки. Кресты разной величины, вероятно, соответствуют христианским праздникам. Также значки отмечают циклы сельскохозяйственных работ, промыслов, иные события. Среди них есть геометрические фигуры и буквы старославянского алфавита. По одной из версий, поморские деревянные календари могут быть ориентированы на начало промыслового, а не календарного года. Так, у поморов, уходивших промышлять на Мурман, календарь мог начинаться с 1 марта, со времени возврата с промысла — 1 сентября. Использование поморами этих дат неслучайно: в разное время они являлись началом новолетия на Руси.
Поскольку календари были семейными, на них могли отмечаться и семейные даты. Количество значков на календарях всегда разное. Чем старше календарь, тем больше знаков на нем вырезано. Деревянными календарями пользовались из поколения в поколение. Со временем, когда грани истирались, с них делали копию и продолжали использовать в семье. Заведовал таким календарем, как правило, глава семьи. При общей схожести каждый календарь индивидуален. Вероятно, по этой причине пока не удалось их полностью расшифровать. На сегодняшний день деревянные календари представлены в различных северных и сибирских музеях. В собрании Архангельского краеведческого музея хранятся семь календарей-брусков, в том числе лопарский и ненецкий.
Подобные деревянные календари были очень распространены на севере Европы. В Норвегии их называли primstay, в Дании — rimstok (rim — календарь, stok — палка). На севере России они использовались вплоть до начала ХХ века. Вероятно, с переселенцами с Русского Севера они попали в Сибирь.
Деревянные календари делались либо в виде пластин, где каждая пластина соответствовала месяцу, либо в виде брусков. Шести или четырехгранные бруски различной длины (от 20 сантиметров до 1 метра) вырезались из твердых лиственных пород. Шестигранные бруски делились перемычкой на две части, четырехгранные — на три. Каждая грань соответствовала месяцу, а на ребрах отмечались засечки — дни. Деления на недели не было.
На поверхности граней вырезались различные памятные значки. Кресты разной величины, вероятно, соответствуют христианским праздникам. Также значки отмечают циклы сельскохозяйственных работ, промыслов, иные события. Среди них есть геометрические фигуры и буквы старославянского алфавита. По одной из версий, поморские деревянные календари могут быть ориентированы на начало промыслового, а не календарного года. Так, у поморов, уходивших промышлять на Мурман, календарь мог начинаться с 1 марта, со времени возврата с промысла — 1 сентября. Использование поморами этих дат неслучайно: в разное время они являлись началом новолетия на Руси.
Поскольку календари были семейными, на них могли отмечаться и семейные даты. Количество значков на календарях всегда разное. Чем старше календарь, тем больше знаков на нем вырезано. Деревянными календарями пользовались из поколения в поколение. Со временем, когда грани истирались, с них делали копию и продолжали использовать в семье. Заведовал таким календарем, как правило, глава семьи. При общей схожести каждый календарь индивидуален. Вероятно, по этой причине пока не удалось их полностью расшифровать. На сегодняшний день деревянные календари представлены в различных северных и сибирских музеях. В собрании Архангельского краеведческого музея хранятся семь календарей-брусков, в том числе лопарский и ненецкий.