Ручная кадильница или кацея — разновидность переносных кадил, по форме напоминающих ковшик или чашу с рукоятью. В письменных источниках и словарях подобные кадильницы могут называться: «кацья», «кация», «кадея» «кадилница с рукоятью» и др.
Такие кадильницы выковывали или выдавливали из пластин меди, серебра, золота, отливали из бронзы, делали из обожженной глины или вырезали из камня.
Древнейшие кадильницы такого типа использовались для воскурения ароматических смол еще в Древнем Египте и по форме напоминали ложку. Вероятно, подобную конструкцию имели также и ветхозаветные ручные кадильницы, сделанные из золота или меди. Кадила в виде чаши на невысоком круглом поддоне или на ножках с длинной или короткой рукоятью были распространены в христианском Египте и Византии. Кадильницы, изготовленные русскими мастерами, большей частью повторяли кадильницы византийского типа. Они делались с крышкой или без, с рукоятями различной формы. Наиболее ранние К. имели форму неглубоких чашек с открытым верхом — «без кровли», с рукоятью в виде «полки» или в виде стержня. При богослужении широко использовались также ручные кадильницы шарообразной или луковичной формы, сверху закрытые крышкой («накровом») с прорезями или отверстиями для выхода дыма сжигаемого ладана и увенчанные крестиком. Крышки подобных кадильниц крепились к корпусу на шарнирах и были подвижными. На византийских кадильницах XI–XIV вв., сделанных в виде неглубоких чаш с узким бортиком «без кровли», сбоку горизонтально крепились рукояти. Массивные рукояти, как правило округлой, килевидной или фигурной формы, декорированы священными изображениями, орнаментом и надписями.
Медные и бронзовые ручные кадильницы, имеющие вид круглой чашечки с плоскими рукоятями, крепящимися к корпусу горизонтально, нередко декорировались поясным изображением Христа Еммануила, растительным орнаментом, изображениями животных или начальными словами молитвы на благословение кадила.
В целях сбережения золотых и серебряных ручных кадильниц их использование в службах строго регламентировалось. Письменным указом патриархов или устным распоряжением определялись «вседневные» и «праздничные» кадильницы (последние применялись только по определенным дням в году).