Керамика Германии уникальна своими орнаментами, рельефами, нестандартными формами. Немецкие мастера в процессе изготовления печных изразцов использовали глубокие смысловые сюжеты и насыщенные цвета. Рельеф таких изделий постепенно приобрел выраженную скульптурность.
Именно во второй половине XVI века, когда создали изразец из коллекции музея, прочно укрепились традиции в декорировании подобных предметов. Влияние на облик немецких изразцов оказали и особенности местного сырья, и экономические процессы развития отдельных регионов.
Представленный в экспозиции изразец представляет собой печную лицевую красноглиняную заготовку. Его обнаружили в результате проведения археологических спасательных раскопок на территории Калининграда в 2012 году. Район современной улицы Боткина с XVI столетия был известен как слобода Кёнигсберга, Хинтерросгартен. В 1596 году у нее были свой устав, герб и печать. Территорию слободы населяли ремесленники, в том числе иностранцы. Здесь же находились усадьбы дворян. Участок работ археологов был расположен вблизи Альтроссгартенской кирхи, построенной в XVII веке.
На изразце-заготовке мастер выполнил изображение немецкого богослова Мартина Лютера с Библией в руках. Его фигура выполнена в 2/3 роста, немного развернута влево. Под руками расположены сосуд и череп. Фигуру Лютера обрамляют колонны и арки строгих форм. Ниже в прямоугольной рамке расположена монограмма D.M.L.Z.W., которая означает «Доктор Мартин Лютер из Виттенберга».
Над ангелами в углах изразца можно различить латинские буквы VF. Мастер с такими инициалами работал в Северной Германии, его изразцы ученые обнаружили в Нижней Саксонии, Северной Фрисландии, Передней Померании. В Германии его изразцы датируются серединой XVI века.